Согласно ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон 54-ФЗ) контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы.
Налоговые органы:
- осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований вышеуказанного закона;
- проверяют документы, связанные с применением ККТ, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
- проводят проверки выдачи организациями (индивидуальными предпринимателями) кассовых чеков;
- налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нормативным документом, регулирующим порядок проведения проверок, является Приказ Минфина РФ от 17.10.2011 г. N 132н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения» (далее - Регламент). Данный регламент вступил в силу с 5 февраля 2012 г.
ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
В соответствии с п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники может быть привлечена к ответственности как сама организация (индивидуальный предприниматель), так и ее должностные лица. Административный штраф на организацию может быть наложен в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб., на должностных лиц - в размере от 3 000 руб. до 4 000 руб.
Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Банка России от 15 февраля 2012 г. № 36-3/25, в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом не установлено иное.
ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЯ КАССОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рассмотрим, за какие нарушения организации (индивидуальные предприниматели) и их должностные лица могут быть оштрафованы по данной статье:
1. Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно – кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЯ КАССОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Организации (индивидуальные предприниматели) в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Следует отметить, что бланк строгой отчетности, должен быть разработан в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 г. N 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».
В соответствии с п. 22 Регламента специалистами налоговых органов осуществляется проверка выдачи кассовых чеков. Она включает в себя приобретение товара и его оплату наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт. При этом устанавливается факт выдачи (невыдачи) в момент оплаты кассовых чеков и производится оформление соответствующего Акта проверки (п. 23, п.п. 25 - 26 Регламента).
Невыдача бланка строгой отчетности (приравненного к кассовому чеку) в предусмотренных законодательствам случаях, также влечет наложение административного штрафа.
2. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны:
- осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;
- применять исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
- обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с ККМ;
- производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память ККТ информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
В соответствии с п.п. 40 - 41 Регламента специалисты налоговых органов в обязательном порядке проверяют:
- факт регистрации ККТ в налоговых органах;
- корпус ККТ на предмет вскрытия (что исключает возможность изменения или замены программно-аппаратных средств);
- наличие идентификационного знака установленного образца, нанесенного в соответствии с документацией применяемой модели ККТ; наличие марок-пломб установленного образца; наличие знака «Государственный реестр»; наличие знака «Сервисное обслуживание»;
- включена ли применяемая модель ККТ в Государственный реестр контрольно-кассовой техники;
- соответствие установленным срокам хранения документации, связанной с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации ККТ, а также использованных контрольных лент, накопителей фискальной памяти и программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации;
- соответствие заводских (паспортных) и регистрационно-учетных данных ККТ фактическим;
- исправность ККТ, включая обеспечение печати кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт на контрольной ленте и в фискальной памяти;
- соответствие реквизитов, отпечатанных на кассовом чеке, перечню реквизитов, печатаемых на кассовом чеке применяемой моделью ККТ, указанных в Государственном реестре контрольно-кассовой техники, качество (читаемость) этих реквизитов; соответствие времени, опечатанного на кассовом чеке, реальному времени.
АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
3. Отказ в выдаче по требованию покупателя в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)
В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации (индивидуальные предприниматели), являющиеся плательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
- наименование документа, его порядковый номер и дату выдачи;
- наименование для организации (ФИО - для индивидуального предпринимателя);
- ИНН, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю);
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты в рублях;
- должность, ФИО лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
В Письме Минфина РФ от 9 августа 2012 г. N 03-11-06/3/58 разъяснено, что организации (индивидуальные предприниматели), являющиеся налогоплательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ, при условии выдачи по требованию покупателя вышеуказанного документа, в случаях, если они не подпадают под действие п. 2 ст. 2 или не осуществляют деятельность, предусмотренную п. 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ