Что нужно учесть при составлении передаточного акта и бухгалтерского баланса при реорганизации компании?
Порядок формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации компании приведен в Методических указаниях по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. приказом Минфина РФ от 20.05.2003 г. №44н (далее по тексту - Методические указания), ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. №43н и ст.16 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту – Закон №402-ФЗ).
При реорганизации, бухгалтер компании, прекращающей свою деятельность, формирует заключительную бухгалтерскую отчетность.
СДАТЬ НУЛЕВУЮ ОТЧЕТНОСТЬ: ЦЕНА
Например
При присоединении – это присоединяемая компания.
Передача активов и обязательств к правопреемнику отражается без учета счетов реализации, а проводится в корреспонденции со счетом 00 (п.11 Методических указаний).
Компании при реорганизации в форме выделения, которые не прекращают свою деятельность, не формируют заключительную бухгалтерскую отчетность.
При этом последняя бухгалтерская отчетность должна включать в себя данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п.4 ст.16 Закона №402-ФЗ).
А возникшая в результате реорганизации компания (за исключением организаций бюджетной сферы), должна сформировать первую бухгалтерскую отчетность по состоянию на дату ее государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами (п.6 ст.16 Закона №402-ФЗ).
РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОМПАНИИ: СОСТАВЛЯЕМ ПЕРЕДАТОЧНЫЙ АКТ И БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС (1 ЧАСТЬ)
Состав бухгалтерской отчетности
Заключительная бухгалтерская отчетность компании будет формироваться по формам, установленным Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н.
Так, полный комплект бухгалтерской отчетности для компаний, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах;
- отчета об изменениях капитала;
- отчета о движении денежных средств;
- отчет о целевом использовании полученных средств.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕМ ВЫДЕЛЕНИЯ НОВОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ЭТАПЫ
Как составить бухгалтерский баланс
Заключительная бухгалтерская отчетность реорганизуемых компаний, которые прекращают свою деятельность, составляется по тем же правилам, что и годовая отчетность. В бухгалтерской отчетности прекративших деятельность компаний приводятся показатели с момента утверждения передаточного акта и до прекращения деятельности компании. Как уже было отмечено ранее, в связи с тем, что процедура реорганизации компании занимает длительное время и сопровождается проведением хозяйственных операций (например, у компании возникают расходы, связанные с реорганизацией, а также с осуществлением текущих расходов – заработной платы, отчислений с нее), показатели передаточного акта и заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой компании не совпадают. На практике составляются уточнения к передаточному акту с объяснением причин расхождения.
Правопреемнику реорганизуемой компании вместе с заключительной бухгалтерской отчетностью передаются данные бухгалтерских регистров компании (оборотно-сальдовые ведомости по расчетам с дебиторами и кредиторами, по расчетам с персоналом и т.д.).
Если реорганизация компании осуществлялась в форме присоединения, то вступительные остатки по счетам для бухгалтерского баланса формируются на дату прекращения деятельности реорганизованных компаний.
При формировании вступительной бухгалтерской отчетности (например, при слиянии компании) нужно осуществить корректировки данных отчетности реорганизованных компаний (п.13 Методических указаний).
Например
В случае прекращения обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице при реорганизации в форме слияния (присоединения) во вступительный бухгалтерский баланс компании, возникшей в результате реорганизации в форме слияния (присоединения), не включаются:
- взаимная дебиторская и кредиторская задолженность между реорганизуемыми компаниями, включая расчеты по дивидендам (анализируется аналитика по 60,62,76 счетам);
- финансовые вложения одних реорганизуемых компаний в уставные капиталы других реорганизуемых компаний (анализируется аналитика по 58 счетам);
- иные активы и обязательства, характеризующие взаимные расчеты реорганизуемых организаций, включая прибыль и убытки, в результате взаимных операций (анализируется аналитика по 66,67 счетам).
Сформированный вступительный баланс компании отдельно не представляется в налоговую инспекцию. Его данные будут отражены в составе годовой бухгалтерской отчетности за первый отчетный год, которая в установленные сроки и будет представляться в налоговую инспекцию и в органы статистики (пп.5 п.1 ст.23 НК РФ).