Регламент договорной работы

Услуги по теме
Приглашения для иностранцев в РФ
от 20 000 руб
Бухгалтерский аутсорсинг "под ключ"
от 8 000 руб/мес
Восстановление учета
от 9 000 руб./квартал
Due Diligence
от 70 000 руб.
Аудиторская проверка
от 70 000 руб.
Юридические консультации
от 3 000 руб/час
Налоговые споры
2 000 руб/час
Кадровое делопроизводство
от 500 руб/мес
Ликвидация компании
от 45 000 руб.
Аккредитация представительства /филиала/ иностранной компании
90 000 руб.
Закрытие представительства /филиала/ иностранной компании
90 000 р.
Внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ
от 7 500 руб.
Регистрация ломбарда
от 20 500 руб.
Реорганизация бизнеса
от 35 000 руб.
Разрешение на работу для ВКС
от 50 000 руб.
Рабочая виза в РФ
от 50 000 руб.
Уведомление о приеме (увольнении) на работу иностранных сотрудников
от 3 000 руб.
Квота на иностранных сотрудников
определяются индивидуально
Трудовые споры
от 2 000 руб/час
Открытие бизнеса (ООО, АО, ИП)
от 4 500 руб.
Открытие банковского счета
75 000 руб.
Смена участников ООО
от 15 000 руб.
Допуск СРО
25 000 руб.
Получение лицензии ЧОП
от 20 000 руб.
Разблокировка счета
5 000 руб.
Судебное взыскание долгов
от 80 000 руб.
Открытие НКО (некоммерческой организации
от 25 000 руб.
Закрытие ИП
от 5 000 руб.
Образовательная лицензия
85 000 руб.
Регистрация МФО
от 30 500 руб.
Юрист по договорам
2 000 руб./час
Бухгалтерские консультации
от 3 000 руб./час
Подбор персонала
от 25 000 руб.
Проведение инвентаризации
от 50 000 руб.
Проверка контрагента
от 3 000 руб.
Ликвидация НКО
от 75 000 руб.
Разрешение на работу в РФ
от 60 000 руб.
Нулевая отчетность
от 3 000 руб.
Налоговые консультации
от 3 000 руб./час
Деловая виза в РФ
от 20 000 руб.
Абонентское юридическое обслуживание
от 15 000 руб./мес.
Юридический арбитраж
от 75 000 руб.
Юрист по банкротству
от 30 000 руб.
Медицинский юрист
от 5 000 руб.

На рассвете бизнеса многим кажется, что эта бумажная канитель – пережиток прошлого. По мере того, как растет количество клиентов и заказов, становится очевидно: надо что-то делать. Это «что-то» - положение о договорной работе и безукоризненное его соблюдение. 

СТОИМОСТЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ СДЕЛКИ

Зачем нужен такой документ? И кто его должен делать?

Если вкратце, то на его основе строится вся договорная и претензионная работа. И именно поэтому его составление необходимо поручить юристу. Пусть это будет ваш штатный юрист или привлеченный эксперт, но не поддавайтесь соблазну использовать типовые формы.

Типовые документы – зло. Единственное, с чем можно смириться (и то с оговорками) - это типовые контракты, разработанные именно вашими юристами (или нами – специально для вас). При таком варианте вы будете в заведомо более выгодном положении (ведь не исключено, что ваши контрагенты не захотят «возиться» и подпишут договор на ваших условиях).

Далее приводится нечто вроде пораздельного чек-листа, который позволит оценить, отвечает ли разработанный для вас регламент договорной работы необходимому минимуму. 

СОСТАВЛЕНИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ

Раздел первый, «общий»

В нем традиционно расписываются общие моменты. Не так важны вводные формулировки, сколько четкие указания относительно того, что: 

  • регламент регулирует порядок и особенности договорной работы;
    что есть договор, а что – дополнительное соглашение;

  • применение типовых форм допускается в случае, когда таковые уже утверждены;

  • подготовка проекта договора (в отсутствие типовой формы) занимает столько-то времени (как правило, от трех до пяти, зависит от объема, сложности, степени согласованности) с такой-то даты (которой, как правило, является день, когда представлены все необходимые сведения).

Раздел второй: проект и визирование

Обязательно включаем в этот раздел правило о регистрации проекта перед представлением на визирование, иначе начнется путаница со сроками. Стоит урегулировать вопрос с назначением уполномоченных проставлять визу и то, что их списки утверждаются главами соответствующих отделов (подразделений). Во избежание утраты листов и споров о том, кто виноват, целесообразно закрепить золотое правило: кто представляет, тот и прошивает.   

На практике, в зависимости от масштабов организации (и количества отделов) наиболее часто применяется следующий порядок визирования проектов:

  • лицо, инициирующее заключение договора;

  • его руководитель;

  • бухгалтерия (не обязательно, если применяем уже утвержденную собственную типовую форму);

  • юристы.

Существенно экономит время правило о том, что типовой договор отправляется на визирование после подписания второй стороной (контрагентом), а типовой договор, составленный контрагентом, - до этого момента. Целесообразно закрепить разумные сроки рассмотрения, а также возможные поводы для продления (нужна дополнительная документация, перевод с/на иностранный язык и т.п.). 

ВЕДЕНИЕ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ

Раздел третий, о необходимых приложениях

В него надо включать все бумаги (заверенные копии), которые должны представляться контрагентами – как фирмами (и юрлицами вообще), так и ИП.

Необходимый минимум для фирм:

  • свидетельство о госрегистрации;

  • свидетельство ИНН (о постановке на налоговых учет);

  • устав;

  • документация в подтверждение полномочий руководителя;

Для предпринимателей список скромнее: свидетельство о регистрации, о постановке на налоговый учет, паспорт с регистрацией, если применимо – доверенность плюс разрешительные документы.

Внимание: право затребовать представление дополнительных бумаг должно быть, но оговорите, что требование должно быть аргументированным (если угодно, мотивированным). Иначе можно породить корень всех зол – бесконечное «ожидание информации». 

ДОГОВОР АБОНЕНТСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Раздел четвертый. Попредметная проверка

Здесь расписываем, кто из согласующих за что отвечает. Скажем, инициатор и его руководитель:  

  • за выгодность условий сделки для фирмы;

  • за наличие у контрагента необходимых разрешений, лицензий и т.п.;

  • за корректное заполнение всех разделов и полей;

  • за правильность реквизитов и т.п.

Бухгалтерия берет на себя анализ реквизитов, рисков с точки зрения налогового и бухгалтерского правового регулирования, порядка представления необходимых счетов, актов и иных аналогичных документов. 

ЮРИСТ - Договорная работа ЮРИСТ - Договорная работа
Венчает все проверка юротделом, который в итоге отвечает практически за все:

  • соответствие проекта закону;

  • наличие в проекте всех необходимых условий;

  • полномочия лиц, ставящих подписи;

  • наличие лицензий и прочей разрешительной документации,

а на выходе проводит обобщение всех сделанных до него замечаний и или редактирует проект, или составляет доп соглашение, или вообще разрабатывает новый.

Пожалуй, имеет смысл тут же оговорить, где проставляются визы и где делаются отметки о замечаниях (чтобы избежать ссылок на то, что кто-то что-то не заметил). 

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ДОГОВОРОВ

Разделы пятый и шестой. Подписание и хранение

Формируя этот раздел, следует ориентироваться на сложившуюся в вашей организации систему делопроизводства. Но в любом случае хорошо бы оговорить право главы фирмы подписать договор без учета замечаний, но с условием, что за последствия отвечает он – этот вариант будет на пользу как главе, так и фирме.

В этом разделе закрепляем сроки сдачи на хранение как бумажных, так и электронных копий, ответственность за несвоевременную передачу на хранение. судьбу отклоненных проектов, порядок выдачи договора и основания для такой выдачи. 

Таковыми могут быть, например:

  • возникшая необходимость сделать копию и удостоверить ее нотариально;

  • предъявить в судебный процесс;

  • представить в банк и т.п.

Порядок выдачи – стандартный: под роспись по письменной просьбе главы того или иного отдела. 

ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ УСЛУГ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

Раздел седьмой и восьмой. Контроль и ответственность

Обеспечение исполнения договора – сфера ответственности инициатора заключения и его начальника. Именно они в случае возникновения необходимости должны ставить вопрос об изменении, дополнении, расторжении договора. Но если поводом для таких мероприятий становится, скажем, изменение нормативно-правового регулирования, судебной практики, новые требования контролеров и т.п., то тут уже с инициативой должны выступать и все прочие – юристы, бухгалтеры, главы отделов, в пределах своих компетенций. Ответственность за нарушение положения наступает как дисциплинарная, так и, если пренебрежение им стало причиной имущественного вреда – к материальной ответственности, что и необходимо указать в последнем разделе.