Регистрация ломбарда: особенности

Ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

«Специализация» ломбардов заключается в том, что им запрещается заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг (ч.4 ст. 2 Закона «О ломбардах» № 196-ФЗ от 19.07.2007 г.). Виды деятельности ломбарда непосредственно отражаются в его Уставе. Поэтому, в своей хозяйственной деятельности ломбарды должны строго придерживаться требований Закона и Устава, осуществляя только те виды деятельности, которые там закреплены.

Закон содержит требования к наименованию ломбарда. 

Ломбарды должны иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Каких-либо ограничения для организационно-правовой формы ломбарда Закон № 196-ФЗ от 19.07.2007 г. не содержит. Поэтому, ломбарды могут создаваться в любых организационно-правовых формах, которые установлены законодательством для коммерческих организаций.

Как и любое юридическое лицо ломбард при создании подлежит регистрации в налоговом органе.

Постановка на налоговый учет ломбарда осуществляется по правилам, установленным Налоговым кодексом РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.

Для государственной регистрации в налоговую службу по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа предоставляется заявление по утвержденной форме.

 К заявлению должны быть приложены документы по перечню, установленному главой IV Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г., а именно:

  • решение о создании юридического лица;
  • учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ломбарда осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в налоговый орган. По факту завершения государственной регистрации ломбарду выдается Свидетельство о постановке на налоговый учет в налоговом органе и Свидетельство о государственной регистрации по установленной форме.

После регистрации ломбарда в налоговой службе, необходимо будет поставить ломбард на учет во внебюджетных фондах, открыть расчетный счет в банке, получить письмо из Росстата с кодами статистики для ломбарда.

В необходимых случаях ломбард подлежит постановке на специальный учет в Российской государственной пробирной палате.

Требование к постановке ломбарда на специальный учет в Пробирной палате содержатся в п. 3 раздела I Инструкции о порядке ведения специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утв. Приказом Минфина РФ № 51н от 16.06.2003 г. (далее Инструкция № 51н). Согласно п. 3 раздела I Инструкции № 51н в перечень видов деятельности, при которых постановка на учет обязательна, входят передача (прием) в качестве залога; скупка и продажа; хранение, драгоценных металлов (сплавов). Поэтому, если ломбард будет принимать драгоценные металлы (сплавы), камни постановка на учет в Пробирную палату необходима.

Постановка на специальный учет ломбарда производится в Госинспекции по месту регистрации ломбарда. Для этого подается заявление с приложением установленных законодательством России документов. Инструкция № 51н в разделе II содержит требования к оформлению заявления о постановке на учет, подробный перечень документов, предоставляемых одновременно с заявлением и требования к их оформлению. Требовать представления иных документов, не предусмотренных Инструкцией № 51н, запрещается. Решение о постановке организации на специальный учет принимается госинспекцией в течение 5 рабочих дней после приема документов.

В результате зарегистрированному ломбарду выдается Свидетельство о постановке на специальный учет по утвержденной форме сроком на 5 (пять) лет и заверенные карты постановки на специальный учет в одном экземпляре.

Следующий этап – регистрация ломбарда в Федеральной Службе по финансовому мониторингу.

Требования о постановке ломбарда на учет в Росфинмониторинге содержаться подп. б п.2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности, которых отсутствуют надзорные органы. (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 58 от 27.01.2014 г.)

В этом же документе определен и порядок постановки ломбарда на учет.

Постановку на учет ломбарда осуществляют территориальные органы Росфинмониторинга по месту государственной регистрации самого ломбарда. Постановка на учет ломбарда в территориальном органе Росфинмониторинга осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации ломбарда.

Для постановки на учет ломбарда в территориальный орган Росфинмониторинга представляется карта постановки на учет по утвержденной форме.

Территориальный орган Росфинмониторинга принимает решение о постановке ломбарда на учет и присвоении ему соответствующего учетного номера в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения карты. Представителю ломбарда вручается уведомление о принятии решения о постановке на учет под расписку или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа при подаче карты в электронном виде.