Контрольно – кассовая техника (далее – ККТ) применяемая на территории РФ организациями и индивидуальными предпринимателями подлежит регистрации в установленном порядке.
Требования о регистрации не применяются к ККТ в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами.
ККТ регистрируется в соответствии с ФЗ «О применении контрольно – кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2005 г. № 54-ФЗ. В отношении порядка регистрации ККТ действует Административным регламентом предоставления федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно – кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ, утв. Приказом Минфина РФ № 94н от 29.06.2012 г. (далее – Административный регламент).
Регистрация ККТ производится в территориальном налоговом органе (п.п. 18, 20, 21 Административного регламента):
- по месту нахождения заявителя - организации (для организаций);
- по месту жительства заявителя - индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
- по месту нахождения обособленного подразделения организации – заявителя.
Регистрация ККТ осуществляется налоговым органом бесплатно.
Для регистрации ККТ в территориальный налоговый орган представляются документы по установленному перечню.
Перечень этих документов содержится в п.25 Административного регламента, а именно:
- заявление по форме № 1110021, утвержденной приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. N ММ-3-2/152@ "Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 мая 2008 г., регистрационный № 11787). Данная форма заполняется с учетом рекомендаций ФНС РФ, которые содержаться в Письмах ФНС РФ 03.04.2012 г. № АС-4-2/5537 и от 21.03.2012 г. № АС-4-2/4767;
- паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации территориальным налоговым органом;
- договор о технической поддержке подлежащей регистрации контрольно-кассовой техники, заключенный заявителем с лицом, обеспечивающим производство, распространение и техническую поддержку модели контрольно-кассовой техники, включая поставку запасных частей (далее - поставщик), или с центром технического обслуживания, уполномоченным поставщиком на осуществление технической поддержки регистрируемой модели контрольно-кассовой техники.
Перечень документов, предоставляемых для регистрации ККТ, является исчерпывающим (п.28 Административного регламента). Это значит, что представление при регистрации ККТ иных документов налоговый орган требовать не вправе. Следовательно, отказ в регистрации ККТ в случае непредставления документов, не предусмотренных законодательством РФ, неправомерен (см. также Письма ФНС России от 21.08.2009 № ШТ-17-2/161@, УФНС России по г. Москве от 12.08.2010 № 17-15/085378). Например, представление при регистрации контрольно-кассовой техники договора аренды помещения или свидетельства о праве собственности на помещение не предусмотрено законодательством РФ. Поэтому, требование о предоставлении данного документа при регистрации ККТ и отказ в регистрации ККТ в случае их непредставления неправомерны (см. Письмо Минфина РФ от 11 августа 2009 г. № 03-01-15/8-406).
Документы для регистрации ККТ могут быть предоставлены следующими способами (по выбору заявителя) (п.27 Административного регламента):
- почтовым отправлением (с уведомлением о вручении);
- лично;
- направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
В Административном регламенте ничего не говориться о том, в каком виде должны быть предоставлены документы в налоговый орган, если они направляются по почте или предоставляются заявителем лично: в виде заверенных копий или в оригиналах. Однако, представляется правильным предоставлять документы в виде оригиналов. Данный вывод обусловлен положениями п. 72 Административного регламента, где говориться о том, что по факту регистрации ККТ, налоговый орган возвращает заявителю документы, прилагавшиеся к заявлению.
В согласованные с налоговым органом сроки заявитель должен предоставить ККТ, которая подлежит регистрации.
Регистрация ККТ осуществляется налоговым органом в течении 5 рабочих дней. Данный срок исчисляется с даты представления заявления о регистрации и необходимых документов. Датой представления заявления считается дата его регистрации в территориальном налоговом органе (п. 23 Административного регламента).
ККТ регистрируется путем внесения сведений о ней в книгу учета контрольно-кассовой техники.
По факту регистрации ККТ пользователю выдается карточка регистрации контрольно-кассовой техники с отметкой о регистрации ККТ; учетный талон; возвращаются документы, которые прилагались к заявлению (п. 72 Административного регламента).
Важно учесть, что применение ККТ, которая используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения влечет административную ответственность по ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ. Ответственность наступает в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.