Регистрация ассоциации: что важно знать?

Регистрация ассоциации – многоступенчатый процесс, который по времени может длиться больше месяца. Какие документы нужны для регистрации ассоциации и как их правильно подготовить?

Ассоциации, как и другие виды НКО, всегда находятся под пристальным вниманием контролирующих органов. Любые неточности, ошибки в подготовке документов, могут свести всю процедуру регистрации «на нет».

Цели создания ассоциации

Ассоциация или союз – эта одна из форм НКО, которая создается собственником для представления и защиты общих, в том числе профессиональных интересов ( ст.11 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ). Деятельность таких НКО носит некоммерческий характер.

Наиболее известными являются: ассоциация женщин-предпринимателей России, объединение саморегулируемых организаций оценщиков, аудиторов, национальные футбольные ассоциации.

Таким образом, ассоциации могут быть созданы либо в силу закона - СРО аудиторов, строителей, либо на добровольных началах - союзы писателей, композиторов.

Кто может создать ассоциацию

Ассоциации могут создаваться как гражданами, так и компаниями ( ст.123.9 ГК):

  • две и более компании;

  • два и более физических лица;

  • компания и физическое лицо.

Важно!
Таким образом, для регистрации ассоциации должно быть не менее двух учредителей. Однако для некоторых ассоциаций установлены иные требования к минимальному порогу участников. Например, торгово-промышленные палаты должны иметь не менее 30 участников ( п.3 ст.3 Федерального закона от 01.12.2007 г. №315-ФЗ и п.1 ст.6 Федерального закона от 07.07.1993 г. №5340-1).
 

Что нужно учитывать при создании ассоциации

  • название ассоциации должно отражать характер ее деятельности, указывать на организационно-правовую форму (ст.11 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ);

Например, ассоциация «Самарская ассоциация производителей зерна», «Евразийская ассоциация развития информационных технологий и цифровой экономики «Цифровая Евразия» (https://www.minjust.gov.ru/ru/pages/reestr-nekommercheskih-organizacij).

В уставе должен быть определен состав и компетенция органов управления ассоциации, порядок принятия решений, распределение имущества, остающегося после ликвидации ассоциации, условия и порядок приема в члены ассоциации и выхода из нее, источники формирования имущества, размер и порядок субсидиарной ответственности членов ассоциации по ее обязательствам.

Ассоциация вправе воспользоваться типовым уставом Минюста (https://minjust.gov.ru/ru).

  • использование реального адреса нахождения НКО.

Указание массового адреса, на котором зарегистрировано 10 и более юридических лиц, может послужить основанием для отказа в регистрации ассоциации (https://egrul.nalog.ru/).

Перечень документов для регистрации

В нем указываются сведения об учредителях ассоциации и адресе постоянно действующего органа НКО.

Если заявление предоставляется уполномоченным лицом, то требуется нотариальное удостоверение.

  • устав ассоциации – 3 подлинных экземпляра, если документы предоставляются на бумаге;

Два экземпляра устава прошиваются.

  • протокол о создании ассоциации, а также об утверждении устава подается в 3 экземплярах;
  • сведения о местонахождении ассоциации;

Для этого нужно предоставить гарантийное письмо, свидетельство о регистрации либо выписку из ЕГРН, которая датирована не позднее 30 календарных дней на момент сдачи документов.

  • паспорт заявителя;
  • квитанция об уплате госпошлины в размере 4 тыс. рублей ( пп.1 п.1 ст.333.33 НК).

В ряде случаев потребуются дополнительные документы ( п.27 приказа Минюста от 26.09.2022 г. №199):

  • разрешительные документы на использование ассоциацией символики Москвы или название слово «Россия», «Российская Федерация»;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц, если один из учредителей ассоциации является нерезидентом РФ.

Куда и как подать документы на регистрацию

Регистрацией ассоциаций занимается Минюст и его территориальные подразделения:

  • в Москве и Санкт-Петербурге – Главное Управление Минюста;

  • в Московской области и Ленинградской области – областное Управление Минюста;

  • в других российских городах – территориальные органы Минюста.

Адреса и режим работы можно увидеть на сайте ведомства (https://minjust.gov.ru/ru/ministry/territorial_structure).

Подать документы на регистрацию ассоциации необходимо не позднее 3-х месяцев после принятия решения.

Документы можно подать электронным способом или на бумаге.

Для электронной отправки документов нужна усиленная КЭП. Документы на регистрацию можно подать через портал госуслуг: в разделе «Услуги» выбрать вкладку «Принятие решения о государственной регистрации НКО». В появившемся окне выбрать государственная регистрация НКО при их создании.

При подаче электронных документов госпошлина не уплачивается (пп.32 п.3 ст.333.35 НК).

Для бумажного варианта необходимо:

  • посетить территориальное подразделение или управление Минюста;

  • подать документы через МФЦ, если в регионах возможна такая услуга;

  • направить пакет документов заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении;

  • воспользоваться услугами нотариуса.

Документы, которые подтверждают регистрацию ассоциации

Если у контролирующих органов нет претензий к полноте предоставленных документов, правильности заполнения заявления, то в подтверждение регистрации выдаются:

  • устав ассоциации с проставленной отметкой о регистрации;

  • свидетельство о регистрации ассоциации с номером Минюста;

  • свидетельство ИНН о постановке на учет в налоговом органе;

НКО не нужно самостоятельно обращаться в налоговую инспекцию за присвоением ИНН. Минюст передает необходимую информацию налоговикам без участия ассоциации.

Важно!
Ассоциация может быть создана как минимум двумя учредителями, за исключением некоторых ее видов. Для регистрации ассоциации необходимо подготовить устав, протокол о создании, грамотно заполнить заявление по установленной форме. Документы направляются либо в Минюст, либо в его территориальные подразделения. Если документы на регистрацию будет подавать представитель, то необходимо оформить на него доверенность, которая подтверждает его полномочия.