Занимаясь бизнесом или общественной активностью в области массовой информации, приходится решать много сложных задач, начиная с момента создания. Чтобы деятельность была правомерной, не нарушала Закон, необходима регистрация СМИ в Роскомнадзоре — вне зависимости от формы, которую она имеет. Орган представляет собой подразделение Федеральной службы, которая ведает вопросами связи, информационно-коммуникационных технологий и массовых изданий. Не так давно обновившаяся правовая база стала причиной существенных корректировок в печатном «поле» — теперь официальные процедуры должны проходить электронные ресурсы и представители блогосферы.
Федеральные Законы в свежих редакциях, а также Постановления Правительства РФ обязывают регистрировать все СМИ в определенном порядке. Под данными субъектами понимают издания в различных формах, которые распространяются через печатные, радио- теле- интернет-каналы и выходят с определенной регулярностью. В категорию СМИ попадают видеопрограммы, кинохроника, сетевые издания — все распространители информации, предназначенной для неограниченного количества лиц любого круга. В законодательстве зафиксирован четкий порядок юридического оформления деятельности, после прохождения которого субъект имеет право ее начать.
МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА
Основные сведения о процессе регистрации
Регистрация средства массовой информации — длительная и весьма сложная процедура, обремененная необходимостью готовить различную документацию на каждом этапе. Ее нужно проходить в разных представительствах Роскомнадзора: если предполагается распространение информации по всей РФ и/или за ее пределами, то в Федеральной службе (Москва), а региональным СМИ можно регистрироваться в соответствующих территориальных подразделениях-управлениях по регионам.
Правовой «фундамент» процедуры включает следующие нормативные акты:
- Федеральное законодательство: ФЗ № 2124-1, №305 (это основные);
- правительственные Постановления и распоряжения — №1107 (от 2015 года);
- приказы Минсвязи — №362 и другие.
В качестве учредителя могут выступать как частные, так и юридические лица. Это могут быть общественные объединения, предприятия, даже государственный орган. Не могут стать учредителями:
- частные лица младше 18 лет, с признанной судом недееспособностью, находящиеся в местах заключения, нерезиденты, которые не живут постоянно на территории РФ (в том числе, лица без гражданства);
- объединения, компании, учреждения, чья деятельность не разрешена законодательно.
Все документы должен подавать учредитель, при этом за ним закреплено право начать производство издания в срок до одного года с момента окончания процедуры и получения Свидетельства. Если пропустить срок, документ станет недействительным, а повторно то же СМИ регистрировать нельзя. При изменении в периодичности, адреса редакции, объема выпуска нужно в срок до одного месяца уведомить официальные органы. Перерегистрацию необходимо проходить, если изменяется:
- состав учредителей;
- язык, форма издания;
- территория распространения продукции.
Регистрация печатных СМИ в ряде случаев может не потребоваться. Освобождены от прохождения процедуры государственные и муниципальные издания, предназначенные исключительно для производства официальной информации (нормативные акты, например), выходящие тиражом менее 1000 штук, а также:
- производители контента, который распространяется по сетям внутри одного предприятия/учреждения/учебного заведения;
- радио- и телепрограммы с числом абонентов до 10;
- аудио- и видеоматериалы, распространяемые тиражом до 10 экземпляров.
Документация, в зависимости от учредителей, различна. В любом случае, необходимо подать заявление в Роскомнадзор — чтобы «запустить» процедуру.
Основание регистрации — заявление
Заявление, которое будет служить основанием для регистрации, подают и частные, и юридические лица. После его приема отправителю выдают (или присылают) соответствующее уведомление, в котором указана дата принятия. Рассмотреть его регистрирующие органы обязаны в месячный срок.
Без рассмотрения его вернут, если:
- не была уплачена пошлина;
- заявление содержит не все необходимые сведения, его подает лицо, не имеющее полномочий;
- неправильно выбран принимающий орган.
Если устранить нарушения, документ можно подавать заново. В нем должны быть:
- информация об учредителях — ФИО/наименование, адреса и телефоны, банковские реквизиты, сведения о других средствах информации, в которых они зафиксированы как собственники/редакторы/издатели/распространители/учредители;
- точное название издания, форма и язык, на котором оно будет выходить (допустимы несколько);
- местонахождение редакции — фактический адрес с почтовым индексом;
- предполагаемые территория распространения, тематика, периодичность и максимально оговоренный объем и тираж;
- источники, из которых СМИ будет финансироваться.
Документация, сопровождающая заявление на регистрацию сайта как СМИ
Кроме заявления, необходимо предоставить и другие документы — прежде всего, подтверждение уплат госпошлины. Ее размеры вариативны: стоимость регистрации сайта как СМИ оплачивается, к примеру, в зависимости от наличия рекламных или эротических материалов. У журнала, газеты в традиционной форме, радио- и телеизданий ее определяют территория распространения и другие факторы. Подается квитанция или платежное поручение, а уплаченные средства перечисляются в федеральный бюджет. Кроме них, необходимо подавать:
- при прохождении процедуры с привлечением представителей (это разрешено и существенно упрощает формальности): доверенность на подачу бумаг, от юрлиц простая, письменная, от физических — нотариальная;
- для учредителей-юрлиц: ЕГРЮЛ-выписки и учредительная документация (оригинал или нотариальная копия), списки участников или реестры акционеров;
- для частных учредителей — заверенная копия паспорта;
- для сетевых изданий, которые нужно оформить в качестве интернет-СМИ — подтверждение права использования домена сайта;
- для СМИ эротического характера — оригинал-макет;
- во всех случаях — сопроводительное письмо-опись и папку-скоросшиватель из картона.
РЕГИСТРАЦИЯ БРЕНДА
Особенности создания электронных СМИ
Процесс создания традиционных «бумажных» изданий достаточно хорошо проработан, и для опытных специалистов не представляет проблем, хоть и отличается трудоемкостью. Например, регистрация журнала как СМИ — процедура, о которой и представители государственных инстанций, и редакторы/учредители могут узнать все буквально в течение одной встречи. Иная ситуация сложилась на стремительно развивающемся рынке электронных изданий. Там уже наработана достаточная правовая и законодательная база, но ее практическая реализация может вызвать затруднения из-за недостаточной изученности процесса.
ПРОВЕРЯЕМ КОНТРАГЕНТА
Регистрация издания в электронной форме формально не слишком отличается от стандартных действий. Понадобится следующая документация:
- заявление, квитанции о внесении пошлин;
- для юрлиц — ЕГРЮЛ-выписки и копии занесения в реестр, устав, подтверждения адресов, документы о присвоении ИНН/ОГРН;
- для частных лиц — копия паспорта и сведения об адресе.
ИЗМЕНЕНИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ШТРАФАМ В 2017 ГОДУ
Копии должны быть подтверждены нотариально. На сайты будет распространяться действие актов, касающихся СМИ в целом. Необходимо также правильно защитить название сайта, закрепив его за собой. Отдельная ситуация — регистрация блоггеров как СМИ. В соответствии с обновленным законодательством (ФЗ-97) данное понятие вводится в правовое поле. Блоггер отличается от владельца электронного сайта, который официально зарегистрировал сетевое издание и попал под действие Закона о СМИ. Однако если число посетителей площадки превысило 3000 за сутки, он обязан пройти процедуру регистрации. Допустимо оформить участие в Реестре блоггеров и по собственному желанию в качестве превентивной меры.