Что представляет собой утильсбор? Как он рассчитывается? Для какой цели введена новая методика расчета утильсбора? Какие последствия для экономики и граждан приведет повышение сбора?
4 октября 2025 г. завершились общественные обсуждения проекта постановления Минпромторга о внеплановом повышении утилизационного сбора (https://regulation.gov.ru/projects/160081). Только за две недели он получил более 100 тысяч негативных оценок граждан. Инициатива роста сбора совпала на предлагаемую Минфином налоговую реформу, что вызвало дополнительный шквал недовольства.
Утилизационный сбор: что представляет и кто его уплачивает
Утильсбор представляет собой обязательный платеж в отношении колесного транспорта, в том числе шасси, самоходных машин и прицепов к транспортным средствам. Сбор оплачивают на ввозимые или произведенные, изготовленные в России транспортные средства (ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ).
Таким образом, утильсбор является одной из составляющих стоимости транспорта, который призван покрывать будущие расходы на его утилизацию.
Плательщиками сбора являются граждане, юридические лица и ИП.
Сбор уплачивают на таможне при ввозе машин в Россию либо налоговикам.
Налоговикам сбор платят производители транспортных средств на территории РФ, а также лица, которые купили авто у лиц, освобожденных от его уплаты либо нарушители уплаты сбора.
Причина реформы утильсбора
Размер утильсбора из года в год растет, также как и стоимость самих автомобилей.
Для снижения цены закупа транспорта внедряются теневые схемы ввоза иномарок. Например, посредники получают от гражданина доверенность на покупку авто. Транспорт покупают за рубежом и за вознаграждение ввозят в Россию покупателю – физическому лицу, который указан в документах. В результате платится утильсбор по льготной ставке физического лица. Далее гражданин продает такой автомобиль автосалону, который выставляет его на продажу.
Благодаря поправкам будут исключены случаи ввоза транспортных средств в рамках коммерческого оборота под видом автомобилей для личного пользования.
Суть законопроекта об изменении расчета утильсбора
До реформы расчет утильсбора зависел от коэффициента, который учитывал тип, возраст машины, массу и объем двигателя. Сама же базовая ставка оставалась неизменной:
- 
	для легковых авто - 20 тыс. рублей; 
- 
	для грузовых авто, автобусов, прицепов и полуприцепов - 150 тыс. рублей; 
- 
	для специальной техники, самоходных машин и прицепов к ним – 172,5 тыс. рублей. 
Для граждан, которые покупали из-за рубежа автомобили для личного пользования, действовала льготная ставка - 3,4 тыс. рублей за новую машину и 5,2 тыс. рублей за поддержанный авто - старше 3-х лет.
Планируемая реформа меняет принцип расчета утильсбора:
- установление льготного порога для утильсбора для автомобилей мощностью не более 160 л.с.;
Для такого транспорта сохраняется льготная ставка 3,4 тыс. рублей – за новую машину и 5,2 тыс. рублей – за авто старше 3 лет.
Например, Hyundai IX35, Honda Vezel. Skoda Karoq.
- изменение методики расчета;
Если сейчас учитывается объем двигателя, то в будущем – его мощность.
Чем мощнее двигатель, тем больше будет размер сбора.
- уравнивание автомобилей свыше 160 л.с. для личного ввоза и коммерческих целей;
Потенциальные владельцы – физические лица мощных внедорожников, спорткаров с мощным двигателем будут платить сбор по таким же ставкам, как и для коммерческого ввоза.
Например, Toyota RAV4 с объемом двигателя - 2,5 л и мощностью - 205 л. с. заплатит за утильсбор 1,97 млн рублей вместо сегодняшних 3,4 тыс. рублей.
За популярный китайский электрокар Zeekr 001 с мощностью 225 л. с. нужно заплатить 2,16 млн рублей сбора.
Планируемые льготы по оплате утильсбора
26 октября 2025 г. на заключение Правительства направлен законопроект, которым предлагается освободить от сбора личные автомобили, которые приобретаются многодетными семьями, инвалидами I группы, а также ветеранами СВО и других боевых действий (https://ldpr.ru/event/veteranov-svo-i-mnogodetnykh-predlozhili-osvobodit-ot-utilsbora-).
Льгота будет распространяться только на одно транспортное средство.
Перечень льготной категории граждан, которая освобождена от сбора, сохранится.
Сбор не уплачивается в отношении транспорта (письмо ФНС от 28.03.2016 г. №СД-4-3/5250@, постановление Правительства от 26.12.2013 г. №1291):
- 
	ввозимого в Россию в качестве личного имущества гражданами, которые являются участниками программы по добровольному переселению в РФ соотечественников, либо признанными беженцами или вынужденными переселенцами; 
- 
	ввозимого в Россию для дипломатических представительств, консульств, международных компаний, а также их сотрудникам и членам их семей; 
- 
	выпущенного 30 и более лет назад, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния; 
- 
	выпущенного менее 3 лет назад и помещенного в свободную таможенную зону на территории Калининградской области; 
- 
	ввозимого в Россию и помещенного под таможенную процедуру временного ввоза. 
Последствия введения нового утильсбора
От новой методики утильсбора пострадают не только покупатели мощных автомобилей премиум-сегмента, но и ранее доступные марки авто.
С одной стороны, Правительство ратует за увеличение рождаемости и поддержку многодетных семей. С другой стороны, эта же категория граждан пострадает от реформы. Популярные семейные автомобили: кроссоверы, минивэны, универсалы, как правило, имеют мощность более 160 л.с.
Нововведения направлены против «серого» импорта, но их результатом может быть падение спроса на мощные автомобили из-за роста цен.
На электрокары и гибриды сбор вырастет вдвое, что сделает их недоступными для среднего класса российских граждан.
Несмотря на то, что утильсбор для маломощных автомобилей останется неизменным, их цена тоже вырастет из-за перераспределения покупательского спроса.
 
             
                         
                     
                                     
                         
                         
                        