Существует множество способов рекламы, которыми компания может рассказать о себе и производимых (продаваемых) ею товарах или услугах. Одним из способов, пользующихся в настоящее время популярностью является создание и продвижение сайта в интернете. Это может быть размещение рекламных материалов в поисково-информационных системах, размещение контекстной рекламы, баннеров, либо просто сообщение о деятельности и контактах организации. Главное, чтобы размещаемая реклама содержала информацию о производимых (продаваемых) организацией товарах или оказываемых услугах. В этом случае подобные затраты будут носить рекламный характер и учитываются в составе расходов на рекламу.
Сайт в сети «Интернет» законодатель определяет как совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет" (п.13 ст. 2 ФЗ от 27.07.2006г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Организация может создать сайт своими силами, то есть с помощью своих же работников, либо с привлечением внешних специалистов, заключив договор с юридическим или физическим лицом. Порядок учета зависит от перехода исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и включает в себя учет расходов по оплате услуг разработчиков, расходы на аренду места на сервере провайдера, поддержание сайта в технически рабочем состоянии и, конечно расходы на его продвижение. Не смотря на то, что понятие «продвижение сайта» законодательно не закреплено, оно широко используется как просто физическими лицами, так и организациями.
БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НКО
Под «продвижением сайта» понимают совершение действий, направленных на поднятие его рейтинга в поисковых системах, также это может быть обмен ссылками с другими сайтами, размещение рекламных баннеров, рекламы и так далее.
Рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст.3 ФЗ от 13 марта 2006г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее Закон № 38-ФЗ)).
ФАС России в своем письме от 05.04.2007 АЦ/4624 разъяснил, что согласно нормам статьи 3 Закона N 38-ФЗ под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
Таким образом, если информация, размещаемая на сайте отвечает признакам рекламы, то затраты на его продвижение смело можно относить к расходам на рекламу в целях исчисления налога на прибыль, что подтверждается пунктом 4 статьи 264 НК РФ - к расходам организации на рекламу для целей налогообложения прибыли относятся в том числе расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети. При расчете налога на прибыль неважно как были учтены расходы на создание сайта, так как первоначальная стоимость объекта нематериальных активов после учете на изменяется.
Помимо требований, предъявляемых к рекламе, необходимо помнить о требованиях, предъявляемых к характеру расходов, которые закреплены в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
Это всем нам известные принципы обоснованности и документального подтверждения, а также соблюдении условия о том, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/505 "Налог на прибыль: признание расходов на рекламу").
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. КС РФ в определении от 04.06.2007 N 320-О указал, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обращаем Ваше внимание, что необходимо уделить особое внимание документальному оформлению рассматриваемой нами операции. Так, документальным подтверждением расходов на рекламу могут являться:
- план проведения рекламной кампании на год;
- список мероприятий, которые будут проведены в рамках рекламной кампании;
- смета расходов на проведение рекламных акций;
- договор на оказание рекламных услуг;
- акт об оказании услуг, подписанный организацией, обеспечивающей продвижение рекламной информации;
- отчет о проведении рекламной кампании, организованной собственными силами организации;
- акт на списание материальных ценностей, использованных в рамках рекламной кампании.
Также реклама в Интернете может быть подтверждена справкой о количестве размещенной информации или распечатками страниц интернет-сайтов.
В указанных документах должно быть указано, что информация распространяется тем или иным способом среди неопределенного круга лиц.
В Отчете о прибылях и убытках расходы на рекламу отражают в составе затрат по строке 2120 "Себестоимость продаж" или по строке 2210 "Коммерческие расходы".
В налоговой отчетности расходы на рекламу отражаются по строке 040 (в составе косвенных) приложения 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.
Расходы на рекламу, признаваемые организацией, могут быть нормируемыми и ненормируемыми. Нормируемые расходы, это расходы, признаваемые для целей налогообложения в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. К нормируемым расходам относятся расходы на рекламу, которые не поименованы в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Ненормируемые же расходы учитываются при формировании налоговой базы в размере фактических затрат. Перечень таких расходов указан в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ.
Таким образом, расходы на продвижение сайта являются ненормируемыми и мы сможем их признать в полном размере без ограничений. Датой осуществления данных расходов в целях налогообложения признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). То есть, услуги, предоставляемые организации на регулярной основе, признаются в составе расходов по мере их оказания в течение срока действия договора.
В бухгалтерском учете все рекламные расходы принимаются полностью в той сумме, как они указаны в договоре и первичных документах.
Пример отражения расходов на продвижение сайта в бухгалтерском учете:
Дебет 44 «Расходы на продажу» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19
Дебет 60 Кредит 51 «Расчетный счет»
Что касается организаций, работающих с применением упрощенной системы налогообложения, то расходы на продвижение сайта в сети Интернет и в их учете уменьшают базу по единому налогу (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-11-11/317).
Согласно пп. 20 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы на рекламу реализуемых товаров, товарного знака и знака обслуживания в целях налогообложения учитываются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ. В силу п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачу по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети. Как сказано в абз. 3 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", к СМИ, в частности, относятся сетевые издания, под которыми понимаются сайты в сети Интернет.
Отметим, что по правилам п. 4 ст. 264 НК РФ данные расходы признаются в полной сумме, то есть не нормируются.
НДС
Согласно п.1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения для целей исчисления НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ как на возмездной, так и безвозмездной основе.
Операции и по передаче товаров в рекламных целях не освобождаются от налогообложения, за исключением товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Сумма НДС, предъявленная поставщиком таких товаров, должна учитываться в стоимости таких товаров (ст. 170 НК РФ). «Продвижение» сайта в интернете проводится на основании договора возмездного оказания услуг, поэтому если организация выполняет свои обязанности налогоплательщика по НДС, то имеет полное право произвести вычет по рекламным расходам.
Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых НДС, подлежат вычету после принятия к учету товаров (работ, услуг) при наличии счета-фактуры поставщика (исполнителя) ( пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ) в полном объеме.
Таким образом, мы видим, что законодатель не препятствует включению расходов, произведенных в целях продвижения сайта в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в полном объеме, при соблюдении некоторых условий, о которых мы с Вами сегодня говорили.