Начиная с 11 марта 2019 г. МВД начнет применять чек-листы для проверок компаний и учреждений по вопросам миграции (Приказ МВД РФ от 29.01.2019 г. №42,далее по тексту - Приказ). Какие вопросы содержатся в чек-листах? Компании, самостоятельно оценив соблюдения обязательных требований, могут заранее предсказать результаты проверок.
Несколько слов о том, кто вправе проверять работодателей на соблюдение норм миграционного законодательства.
С 5 апреля 2016 года ФМС РФ упразднена, а все ее полномочия переданы МВД РФ, в котором создано Главное управление по вопросам миграции. С 1 июня 2016 года функции ФМС РФ окончательно переданы МВД РФ (Указ Президента РФ от 05.04.2016 г. №156).
Ответы на какие вопросы могут свидетельствовать о нарушении миграционного законодательства?
В Приложениях №1 и №2 Приказа содержится перечень вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении (несоблюдении) компанией (ИП)миграционного законодательства. Первый чек-лист (Приложение №1 к Приказу) интересен тем работодателям, которые привлекают к труду иностранцев и лиц без гражданства.
Второй чек-лист (Приложение №2 к Приказу) содержит набор вопросов для принимающих и приглашающих иностранцев сторон.
Первый чек-лист содержит 10 вопросов, касающихся соблюдения компаниями положений Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ«О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ).
Рассмотрим основные вопросы.
ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ С ROSCO!
Вопросы №1 и №2 - получено ли разрешение на привлечение и использование иностранцев и заключены ли трудовые договоры либо договоры ГПХ с иностранцами?
Работодатели для получения разрешения на привлечение иностранцев подают в ГУ по вопросам миграции МВД РФ (либо подразделение по вопросам миграции территориального подразделения МВД РФ) заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранцев.
Для легального приема на работу иностранцев работодатели должны получить разрешение на привлечение и использование иностранцев (за исключением ряда ситуаций).
Но однозначно отрицательный ответ не может свидетельствовать о нарушении миграционного законодательства. Ведь без разрешения можно привлекать иностранцев, которые:
-
прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы;
-
являются ВКС или их членами семьи;
-
обучаются в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации;
-
привлекаются для работы в филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов ВТО.
Ответственность за несоблюдение установленных правил приема на работу иностранцев серьезна.
Так, например, минимальный размер штрафа за прием на работу иностранца при отсутствии у него разрешения на работу составляет 250 тыс.рублей, а если работодатель находится в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области, то минимальный размер штрафа за это правонарушение увеличивается до 400 тыс. рублей (п.1 – п.4 ст.18.15 КоАП РФ). А в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранцев ответственность усиливается (примечание 2 к ст.18.15 КоАП РФ).
Между иностранцем и работодателем может быть заключен трудовой договор на неопределенный срок (бессрочный трудовой договор), а в отдельных случаях, предусмотренных ст.59 ТК РФ, - срочный трудовой договор (п.5 ст.327.1 ТК РФ).
Если с иностранцем не заключен трудовой договор, то трудовые отношения все равно могут быть признаны возникшими (в качестве доказательств - показания свидетелей, выплата заработной платы, которая зафиксирована в какой-либо форме).
Работодателю помимо серьезного штрафа по п.1 – п.4 ст.18.15 КоАП РФ, грозят еще штрафы за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения (п.4 ст.5.27 КоАП РФ):
-
для физических лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
-
для юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;
-
на должностное лицо - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.
А самого нелегального иностранца могут выдворить из страны и оштрафовать на 5 тысяч рублей.
Вопросы №3 и №4 – есть ли действительные разрешения на работу либо патенты на осуществление трудовой деятельности и поданы ли работодателем уведомления в территориальный орган МВД о заключении (расторжении) трудовых договоров, либо договоров ГПХ с иностранцами?
После того как работодателем будет заключен трудовой договор, он обязан уведомить об этом миграционную службу, территориальное отделение службы занятости населения, а также налоговый орган.
За неуведомление территориального органа ФМС РФ о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или договора ГПХ с иностранцем предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
-
на граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей;
-
на должностных лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
-
на юридических лиц - от 400 тысяч до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток(п.3 ст.18.15 КоАП РФ).
Вопросы №5 и №6 - осуществляют ли иностранцы трудовую деятельность в пределах субъекта РФ, указанного в разрешении на работу или патенте, по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), указанной в разрешении на работу или патенте?
Территория действия патента или разрешения, указанная на патенте, должна совпадать с тем регионом, где мигрант будет фактически трудиться. В противном случае работодателя ждет штраф:
-
на граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей;
-
на должностных лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
-
на юридических лиц - от 400 тысяч до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток (п.1 ст.18.15 КоАП РФ).
Профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранца должна соответствовать указанной в разрешении на работу или в патенте (если по решению региональных властей в него включена подобная графа). Иначе работодателю грозит такой же штраф, как и за привлечение к работе не в том регионе.
УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРИЕМЕ НА РАБОТУ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА
Вопросы №7 и №8 – подает ли работодатель уведомления по выплате заработной платы (вознаграждения) ВКС и о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы более одного календарного месяца в течение года иностранцам, обучающимся в РФ?
Работодатели обязаны ежеквартально уведомлять ГУ МВД России или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате зарплаты (вознаграждения) ВКС (абз.1 п.13 ст.13.2 Закона №115-ФЗ).
За неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления ГУ МВД РФ предусмотрена административная ответственность:
-
на должностных лиц в размере от 35тысяч до 75 тысяч рублей;
-
на юридических лиц - от 400 тысяч до 1 млн рублей(п.5 ст.18.15 КоАП РФ).
Вопрос №9 - прекращаются ли трудовые договоры или договоры ГПХ, заключенные с иностранцем, в случае аннулирования разрешения на работу или истечения срока?
В случае аннулирования патента иностранный гражданин вправе повторно подать заявление о выдаче этого разрешительного документа не ранее чем через один год со дня аннулирования предыдущего.
Работодатель должен прекратить трудовые отношения в кратчайший срок после получения сведений о принятом уполномоченным органом решении об аннулировании разрешения на работу или патента.
Таким образом, работодатель, получив от уполномоченного органа информацию об аннулировании патента, должен своевременно расторгнуть трудовые отношения с иностранцем.
Вопрос №10 - является ли работник, привлеченный к трудовой деятельности без оформления разрешительных документов работодателем, гражданином государства - члена ЕАЭС? (п.1 ст.97 Договора о ЕАЭС, подписанного в г. Астане от 29.05.2014 г.)?
Для работы на территории РФ гражданам государств, входящих в ЕАЭС (а это, напомним, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) не требуется получать от государственных органов РФ каких-либо разрешений или патентов.
Работодатели, принимающие на работу граждан стран ЕАЭС, также должны уведомить о заключении трудового договора органы МВД. Направить соответствующее уведомление следует не позднее трех рабочих дней с даты заключения договора (п.8 ст.13 Закона №115-ФЗ).
Административная ответственность работодателя за нарушение требования также предусмотрена ст.18.15 КоАП РФ.
Ответы на какие вопросы могут свидетельствовать о нарушении образовательной организации информации о прибытии и убытии иностранца?
Второй чек-лист (Приложение №2 к Приказу) содержит набор вопросов для принимающих и приглашающих иностранцев сторон, таких как:
- направляет ли образовательная организация информацию о самовольном убытии иностранца из данной образовательной организации в территориальный орган МВД РФ?
Напомним, что в течение трех рабочих дней со дня прибытия иностранца образовательное учреждение направляет информацию об этом в орган исполнительной власти субъекта РФ, ведающий вопросами образования.
И после этого иностранные студенты обязаны получить разрешение на временное проживание на территории РФ, которое подтверждает права иностранца или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство.
-
уведомляет ли образовательная организация территориальный орган МВД России о предоставлении академического отпуска иностранцу, обучающемуся в данной образовательной организации?
-
уведомляет ли образовательная организация территориальный орган МВД России о завершении или прекращении обучения иностранца или лица без гражданства в данной образовательной организации?
-
направляет ли администрация организации (учреждения) уведомления в орган миграционного учета о прибытии иностранца в место пребывания или не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия иностранца, в орган миграционного учета уведомления об убытии иностранца?
Нарушение образовательной организации порядка уведомления влечет штраф (ст.18.19 КоАП РФ):
-
на должностных лиц в размере от 35 тысяч до 50 тысяч рублей;
-
на юридических лиц - от 500 тысяч до 800 тысяч рублей.