Порядок сдачи электронных деклараций по НДС с 2014 г.

С 1 января 2014 г. изменен порядок предоставления в налоговые органы деклараций по налогу на добавленную стоимость. В настоящее время сдавать налоговую отчетность в электронном виде обязаны только те налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек. С 2014 г. ситуация меняется. Обязанность сдавать декларации через  интернет будет зависеть не  только от  среднесписочной  численности работников, но и от вида налога.

Федеральный закон от 28.06.2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее - Закон N 134-ФЗ) внес изменения в п. 3 ст. 80 НК РФ. Так в соответствии с п. 6 ст. 10 Закона N 134-ФЗ налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Оператор должен быть российской организацией и соответствовать требованиям ФНС России.

Предоставлять декларации через оператора электронного документооборота обязаны следующие категории налогоплательщиков:

  • налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
  • вновь созданные (в т. ч. при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;
  • налогоплательщики, для которых такая обязанность предусмотрена частью 2 НК РФ применительно к конкретному налогу.

Ст. 80 НК РФ дополнена п. 12, в соответствии с которым вышеизложенные правила распространяются также на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью 2 НК РФ.

Соответственно ст. 12 Закона N 134-ФЗ внесены изменения и во вторую часть НК РФ, а именно в главу 21 «Налог на добавленную стоимость».

Так, в соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (в т. ч. являющиеся налоговыми агентами) а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Декларация предоставляется в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

АУДИТ - Аудиторская консультация АУДИТ - Аудиторская консультация
Необходимо отметить, что в п. 5 ст. 173 НК РФ поименованы следующие лица, выставившие покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС:

  • лица, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС;
  • налогоплательщики при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию также в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ вышеуказанные изменения НК РФ вступают в силу с 1 января 2014 г.

Согласно разъяснениям, изложенным в Письме ФНС РФ от 17.10.2013 г. N ЕД-4-3/18592@ представление налоговой декларации по НДС производится налогоплательщиками (в т. ч. налоговыми агентами), а также лицами, указанными в п. 5 ст. 173 НК РФ, по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, начиная с налогового периода за 1 квартал 2014 г.

Налогоплательщики (в т. ч. налоговые агенты), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, вправе представлять уточненные налоговые декларации по НДС за налоговые периоды, предшествующие налоговому периоду первого квартала 2014 г., в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона N 134-ФЗ.

Списки операторов электронного документооборота для каждого субъекта РФ размещены на информационных стендах территориальных налоговых органов и сайтах Управлений ФНС России по субъектам РФ.

Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.07.2007 г. N 62н. Данную декларацию организация с численностью менее 100 человек вправе представить на бумажном носителе.

В соответствии со ст. 119.1 НК РФ несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.

Согласно разъяснениям контролирующих органов, изложенным в Письме ФНС России от 26.11.2010 г. N ШС-37-7/16376@ (в ред. от 15.03.2011 г.) ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен только способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Замена сертификата электронной цифровой подписи

В соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя.

В своем письме от 30.09.2013 г. N ПА-4-6/17542 ФНС России дала разъяснения относительно применения усиленной квалифицированной электронной подписи. В соответствии с внесением изменений в Федеральный закон от 06.04.11 г. N 63-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г.) «Об электронной подписи» документ, подписанный электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном в соответствии с порядком, ранее установленным Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 1-ФЗ (в ред. от 08.11.2007 г.) «Об электронной цифровой подписи», признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью до 31 декабря 2013 г.

В настоящее время активно идет процесс замены сертификатов ЭЦП на квалифицированные сертификаты ЭП. До конца 2013 г. необходимо заменить все сертификаты ЭЦП, применяемые налогоплательщиками при взаимодействии в электронной форме. Все документы, подписанные электронной подписью, выданной до 01.07.2013, не будут приняты налоговым органом.

Налогоплательщику необходимо обратиться к своему специализированному оператору связи, который подробно проконсультирует, какие действия следует предпринять для получения квалифицированного сертификата ЭП (усиленной квалифицированной электронной подписи).

При заполнении налоговых деклараций с 1 января 2014 г. рекомендуется указывать код ОКТМО вместо кода ОКАТО

С 1 января 2014 г. будет осуществлен переход на использование в бюджетном процессе кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО), утвержденного Приказом Росстандарта от 14.06.2013 г. N 159-ст. В настоящее время применяются коды Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413 (в ред. от 12.12.2012 г.). Решение о таком переходе принято Минфином России в целях обеспечения систематизации и идентификации муниципальных образований и входящих в их состав населенных пунктов на всей территории РФ.

В Письме ФНС России от 17.10.2013 г. N ЕД-4-3/18585 контролирующие органы рекомендуют налогоплательщикам и налоговым агентам при заполнении налоговых деклараций, начиная с 01.01.2014 г. до утверждения новых форм в поле "код ОКАТО" указывать код ОКТМО.

Данные рекомендации относятся к сведениям, указываемым в налоговых декларациях, утвержденных, в частности, следующими приказами:

  • приказ Минфина РФ от 15.10.2009 г. N 104н (в ред. от 21.04.2010 г.) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения»;
  • приказ Минфина РФ от 07.07.2010 г. N 69н «Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза и Порядка ее заполнения»;
  • приказ Минфина РФ от 10.07.2007 г. N 62н «Об утверждении формы единой (упрощенной) налоговой декларации и порядка ее заполнения».