В условиях кризиса вопрос об экономии имеющихся у организаций денежных ресурсов особенно актуален. Поскольку налоговые платежи во многих случаях составляют существенную долю в бюджете налогоплательщика, вопрос об отсрочке и рассрочке уплаты налогов приобретает немаловажное значение.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (п. 1 ст. 64 НК РФ).
Налоговые платежи могут быть перенесены и на более длительные сроки.
Во-первых, отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, от одного года до трех лет может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.
Во-вторых, отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пяти лет, может быть предоставлена по решению министра финансов Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 64.1 НК РФ (в частности, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий).
Рассчитывать на изменение сроков уплаты налогов могут не все налогоплательщики. В п. 1 ст. 62 НК РФ перечислены случаи, когда изменение сроков уплаты налога в отношении лица, претендующего на такое изменение, невозможно:
- возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
- проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
- имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляются по одному или нескольким налогам.
Согласно п. 5 ст. 61 НК РФ для получения отсрочки или рассрочки необходимо предоставить обеспечение - залог имущества либо оформить поручительство.
Имеются ограничения и по основаниям предоставления отсрочки (рассрочки), которые должны быть подтверждены документально (п. 2 ст. 64 НК РФ) (см. таблицу).
Основания предоставления |
Процент за |
Документальное подтверждение |
Причинение лицу ущерба в |
Проценты не |
Документ, подтверждающий факт |
Задержка лицу |
Проценты не |
Документ, подтверждающий |
Угроза банкротства лица в |
1/2 ставки |
Пояснительная записка |
Имущественное положение |
1/2 ставки |
Документы, подтверждающие |
Производство и (или) |
1/2 ставки |
Документ, выданный |
Наличие оснований для |
Ставка |
Документ, подтверждающий факт |
Помимо документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления отсрочки, рассрочки по налоговым платежам, налогоплательщик в обязательном порядке должен представить еще ряд документов, указанных в Приказе ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@:
- заявление с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки;
- справку налогового органа по месту учета налогоплательщика о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам;
- справку налогового органа по месту учета налогоплательщика о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
- обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога, сбора;
- копию устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;
- баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;
- заверенную в установленном порядке копию договора поручительства либо документы об имуществе, которое может быть предметом залога, и проект договора залога, подписанный залогодателем.
Налогоплательщикам, претендующим на получение отсрочки, рассрочки в связи с причинением ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, а также задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, необходимо знать, что налоговые органы могут им отказать только в случае наличия обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 62 НК РФ. При этом возмещение осуществляется в пределах сумм причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного государственного заказа (п. 7 ст. 64 НК РФ).
Подача заявления о предоставлении рассрочки, отсрочки не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 N Ф04-7704/2008(17423-А67-37), ФАС Центрального округа от 14.03.2008 N А48-1849/07-13, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.12.2005 N Ф08-5687/2005-2357А и пр.).
При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу (п. 8 ст. 64 НК РФ).
Единственное, на что может рассчитывать налогоплательщик, - это на приостановление уплаты суммы задолженности на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки. Такое решение принимается уполномоченным органом на основании ходатайства налогоплательщика.
Если налогоплательщик планирует получить отсрочку, рассрочку по местным и региональным налогам, то ему необходимо учитывать положения местного законодательства, которым могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки в отношении этих налогов (п. 12 ст. 64 НК РФ).
В частности, Законом г. Москвы от 09.02.2000 N 1 предусмотрены следующие дополнительные основания для предоставления отсрочки (рассрочки) по региональным и местным налогам:
- направление средств в сроки, совпадающие с уплатой налогов, на реализацию собственных инвестиционных программ;
- аккумуляция финансовых ресурсов для закупок сырья и материалов, необходимых для последующего наращивания производства и реализации продукции и увеличения на этой основе объемов налоговых поступлений;
- принятие мотивированных решений Правительства Москвы в отношении поддержки предприятий и организаций отдельных отраслей народного хозяйства, являющихся приоритетными для города.
Во втором случае налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения о прекращении рассрочки (отсрочки) уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно (п. п. 3, 4 ст. 68 НК РФ).
"Финансовая газета", 2009, N 20 А.Талаш К. э. н., член Палаты налоговых консультантов