Лица, обязанные представлять статистическую отчетность
Общие правила представления статистической отчетности установлены Законом №282-ФЗ. Так, п.2 ст.6 Закона №282-ФЗ выделены определенные категории респондентов, подлежащих федеральному статистическому наблюдению Росстатом.
Среди них, например:
- юридические лица;
- органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций;
- граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории РФ.
Означает ли это, что все без исключения респонденты должны представлять в органы Росстата статистическую отчетность?
Нет, поскольку статистическое наблюдение может быть сплошным или выборочным.
В части осуществления сплошного наблюдения обязанность представлять определенные формы статистической отчетности возлагается на всех категорий респондентов.
В части выборочного наблюдения ситуация иная. Выборочная форма наблюдения проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) на основе представительной (репрезентативной) выборки, проводимой органами Росстата (п.1 ст.6 Закона №282-ФЗ).
ОТЧЕТНОСТЬ В СТАТИСТИКУ: КОМУ И КОГДА ПРЕДСТАВЛЯТЬ (ЧАСТЬ 1)
Так, выборочные статистические наблюдения проводятся Росстатом в форме (п. 1 Правил проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. №79, далее по тексту - Правила №79):
- ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований малых и средних предприятий (за исключением микропредприятий);
- ежегодных обследований деятельности микропредприятий.
И если проводится выборочное наблюдение, то представлять статистическую отчетность должны только те малые предприятия, которые попали в процент выборки Росстата (п.2 Правил №79).
В этом случае субъекты малого и среднего предпринимательства представляют статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (п.4 ст.8 Закона №282-ФЗ).
Например, с отчета за I квартал 2015 года введены в действие Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения №ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».
Сведения по форме №ПМ представляются ежеквартально нарастающим итогом за период с начала отчетного года и за соответствующий период прошлого года. Форма включает в себя 2 раздела:
- численность и начисленная заработная плата работников;
- общие экономические показатели
Форма должна быть представлена малым предприятием в подразделение территориального органа Росстата не позднее 29 апреля 2015 г.
А как определить, включен ли субъект малого и среднего бизнеса в перечень освобожденных от представления статистической отчетности респондентов?
Такой перечень утверждается Росстатом ежегодно. На территориальные подразделения Росстата возложена обязанность доведения информации о включении малых предприятий в перечень выборочного статистического наблюдения, а также о формах статистической отчетности и указаний по их заполнению (п. 4 Правил № 79). Однако сам порядок доведения такой информации до респондентов нигде не регламентирован.
На практике территориальные подразделения Росстата осуществляют адресную почтовую рассылку.
В ряде регионах информация о респондентах, обязанных представить статистическую отчетность и перечень самих форм, публикуется на самом сайте территориального подразделения Росстата (в подразделе «Статистическая отчетность»).
Респондент может лично обратиться в подразделение Росстата и получить всю необходимую информацию.
Отметим, что в любом случае малый бизнес не освобожден от представления годовой бухгалтерской отчетности в органы государственной статистики по месту регистрации (п. 1 ст. 18 Закона №402-ФЗ).
Исправление статистической отчетности
Нередко складываются ситуации, когда после сдачи формы статистической отчетности исполнителем обнаружена ошибка в ее заполнении.
В отличие от бухгалтерского стандарта ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» от 28.06.2010 г. №63н, порядок исправления ошибок при заполнении форм статистической отчетности, документами Росстата не регламентирован.
Зато в силу действия ст. 3 Закона РФ от 13.05.1992 г. №2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» (далее по тексту - Закон №2761-1) организации должны возместить органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.
На практике исправление ошибок осуществляется в следующем порядке. Организация составляет письмо о том, в каких строках статистической формы допущены искажения (указывается неправильная и правильная суммы). Вместе с письмом прикладывается вновь заполненная форма статистической отчетности.
Порядок представления статистической отчетности
Представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность можно как на бумажных носителях, так и в электронном виде (с заверением электронной цифровой подписью должностного лица).
Электронная отчетность может передана в органы Росстата через специализированных операторов связи либо через сайт регионального отделения Росстата (например, на сайте Челябинскстата передача осуществляется в системе Web-сбора).
При электронной отправке отчетности датой ее представления является дата отправки, зафиксированная статистикой или оператором связи и указанная в извещении о получении (п. 8 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденного Приказом Росстата от 31.03.2014 г. №220).
В любом случае, выбор порядка представления отчетности остается за респондентом.
Ответственность за непредставление отчетности
Обязанности представлять в Росстат формы статистической и бухгалтерской отчетности корреспондирует ответственность за их непредставление.
При этом законодателем разграничена ответственность за непредставление бухгалтерской и статистической отчетности.
Непредставление (несвоевременное представление) либо представление в неполном объеме или в искаженном виде бухгалтерской отчетности в органы статистики карается штрафом по статье 19.7 КоАП РФ.
Данной статьей предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от ста до трехсот рублей;
- на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей;
- на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматриваются мировыми судьями (ст.23.1 КоАП РФ).
Непредставление (несвоевременное представление) либо представление недостоверной статистической информации статистической отчетности в органы статистики карается штрафом по статье 13.19 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей на должностное лицо.
Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматриваются должностными лицами территориальных органов Росстата (ст.23.53 КоАП РФ).
У подобных правонарушений, также как и у кассовых нарушений, существует так называемый срок давности. Так, постановление об административном нарушении выносится не позднее чем через два месяца после истечения сроки сдачи отчетности (п.1 ст.4.5 КоАП РФ). Поэтому на практике наложение штрафных санкций на респондентов является нечастым событием.
КАК СДАВАТЬ НУЛЕВУЮ ОТЧЕТНОСТЬ ООО
Так, в одном из дел (Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2014 г. №А56-20693/2014) Обществу вменялось сокрытие или искажение экологической информации по форме статистической отчетности №2-ЛС (форма содержит информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов).
Но, как отметили судьи, данные сведения (из формы 2-ЛС) нельзя назвать экологической информацией в смысле, придаваемом такой информации ст.8.5 КоАП РФ. При этом в утвержденных Госкомстатом формах статистической отчетности прямо указано, что ответственность за нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации наступает по статье 13.19 КоАП РФ.
Таким образом, данные государственной статистической отчетности не могут быть отнесены к полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, а несвоевременное представление такой информации не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
Существует еще один вид ответственности, предусмотренный ст.3 Закона №2761-1: респондент, предоставивший отчетность с нарушением сроков или недостоверные данные, должен возместить ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления сводных итогов по данной отчетности. На практике эта норма не работает, поскольку отсутствуют четкие критерии подсчета нанесенного респондентом ущерба.
Следует отметить, что на практике территориальные органы статистики редко накладывают штрафные санкции в виду их мизерного размера.
По этой причине Росстат подготовил «золотой» законопроект, увеличивающий штрафные санкции за несдачу экземпляра годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения (в случае если организация подлежит обязательному аудиту) в 100 раз. Диапазон штрафных значений планируется установить от 100 000 до 500 000 руб.
Однако, думается, что в таком виде законопроект не будет принят, поскольку размер штрафа является несоизмеримым с допущенным нарушением. Да и сами действия Росстата больше исходят из принципа пословицы «Проси больше - дадут меньше».