Особенности регистрации фондов

Что представляют из себя фонды? В чем заключается отличительная особенность создания фонда? Какие документы нужно подготовить для регистрации этой организации?

Какими бывают фонды?

Такие некоммерческие организации могут быть представлены как благотворительный, общественный, личный или наследственный фонд. 

Также могут быть категории регионального оператора, Центра исторического наследия Президента РФ, фонда перспективных исследований, реноваций жилой застройки или государственного фонда развития промышленности.

Наибольший массив составляют благотворительные фонды, в том числе благотворительные общественные фонды.

Например, благотворительный фонд Константина Хабенского помогает детям с тяжелыми и онкологическими заболеваниями. Президентский Фонд культурных инициатив поддерживает проекты в сфере культуры, искусства, творческих и креативных индустрий. Кстати о том, что нужно знать при открытии благотворительного фонда, вы можете узнать в этом видео.

Важно!
С 1 марта 2022 г. появились еще одни виды фондов - личный и общественно полезный фонд. Например, личный фонд основателя АО «СМП-Нефтегаз» Фоата Комарова. Целью создания фонда явилось сохранение бизнеса, а также уход от проблем с распределением имущества после своей смерти.
 

Особенности функционирования фондов

Фонд представляют собой некоммерческую организацию, которая не имеет членов, учреждается компаниями или гражданами за счет добровольных имущественных взносов. Вся деятельность таких структур направлена на благотворительные, социальные, культурные, образовательные или иные подобные общественно значимые цели.

Имущество, которое учредители передают фонду, является его собственностью. У учредителей фонда нет прав в отношении переданного имущества, а также нет и обязательственных прав в отношении фонда.

Личный фонд создается физическим лицом и позволяет управлять имуществом, частным бизнесом. Его разновидностью является наследственный фонд. В этом случае фонд учреждает нотариус уже после смерти физического лица.

Нюансы, которые нужно учитывать при создании фондов

Во-первых, для регистрации необходимо, чтобы название указывало на организационно-правовую форму и отражало характер деятельности фонда: например, благотворительный фонд помощи инвалидам «Продли жизнь».

Если в наименовании значится конкретная цель деятельности фонда, то организация должна действовать в рамках этой цели. Так, если благотворительный фонд помощи инвалидам «Продли жизнь» захочет осуществлять поддержку граждан с низкими доходами, то ему нужно внести правки в устав и название фонда.

ЮРИСТ - Юридическая консультация ЮРИСТ - Юридическая консультация
Помимо этого, название фонда должно быть на русском языке, а также соответствовать уникальности. Если фонд захочет использовать в названии «Российская Федерация», «Россия», а также производных от этих слов, то нужно получить специальное разрешение.

Во-вторых, нужно, чтобы устав соответствовал всем требованиям конкретного фонда. За основу можно взять типовые уставы, размещенные на сайте Минюста. Однако типовой устав разработан только для общественно полезного фонда. Но даже использование шаблона устава не является панацеей от бед, ведь он не может отражать нюансы деятельности даже внутри одного вида фонда.

В-третьих, юридический адрес регистрации не должен числиться в списках « массовых» адресов. Перед регистрацией личного фонда необходимо выделить имущество, назначить выгодоприобретателей этого имущества, а также определить структуру управления фондом.

Этапы регистрации фонда

Этап 1. Подача заявления о государственной регистрации юридического лица. Заявление заполняется в двух экземплярах по специальной форме №Р11001, один бланк из которых должен заверяться нотариусом. Заявление о регистрации фонда необходимо подписать уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов. 

В том случае, если не сам заявитель будет сдавать либо получать документы в территориальном подразделении Минюста, то необходимо надлежащим образом оформить доверенность.

Важно знать, что в случае регистрации личного фонда все документы подаются не в Минюст, а в ФНС. Такие изменения действуют с 8 августа 2024 года.

Этап 2. Подготовка пакета учредительной документации. Фонд должен представить «бумажный» устав в трех экземплярах, за исключением случаев, когда устав представляется в электронной форме. Помимо устава, на регистрацию сдается решение о создании фонда и об утверждении устава. Решение предоставляется в двух экземплярах.

Этап 3. Подготовка дополнительных документов. В ряде случаев фонду необходимо сдать дополнительные документы и заполнить заявление.  Для фондов, выполняющих функции иностранного агента, заполняется заявление о включении организации специальный реестр иноагентов.

При использовании в названии фондов личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством об охране интеллектуальной собственности или авторских прав - документы, которые подтверждают права на их использование.

Этап 4. Оплата государственной пошлины. Квитанция представляется по инициативе заявителя. Пошлина за государственную регистрацию фонда составляет 4 тыс. рублей. К слову, обо всех важных изменениях и новостях из юридической сферы мы рассказываем в наших соцсетях. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! 

Заключительный этап регистрации фонда

Результатом действий будет получение свидетельства о государственной регистрации фонда либо отказ в регистрации.

Решение о приостановлении регистрации или отказе принимается в течение 14 рабочих дней со дня сдачи полного пакета документов, а сам процесс регистрации, как правило, длится не меньше месяца.

После регистрации фонда заявителю также выдается лист записи о внесении записи в ЕГРЮЛ. Заявителю возвращается устав с отметками Минюста или налоговой инспекции. После получения документации фонд уже может открыть расчетный счет в банке, нанимать сотрудников, сдавать отчетность.

Вывод
Регистрацией фондов занимается Минюст, а личных и наследственных фондов - ФНС. Документы для регистрации фонда должны быть поданы не позднее, чем через три месяца со дня принятия решения о его создании. Процесс создания фонда, как правило, занимает не меньше месяца.