Вопрос: Организация начислила и уплатила НДС в бюджет за апрель 2004 г. и соответственно подала декларацию в налоговый орган. В бухгалтерском учете были отражены операции по начислению и уплате НДС. Налоговой инспекцией на лицевом счете была отражена только уплата налога без его начисления, что привело к образованию переплаты. В декабре 2004 г. с налоговой инспекцией был подписан акт сверки взаимных расчетов, в котором была отражена эта переплата. В 2005 г. была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой данная ошибка не была выявлена. Можно ли в бухгалтерском учете признать переплату? Следует ли в этом случае начислять налог на прибыль с суммы корректировки? Существует ли какая-либо ответственность за неинформирование налоговой инспекции о невнесенных данных?
Ответ: Подписание налогоплательщиком акта сверки взаимных расчетов свидетельствует о его согласии с данными налоговой инспекции. В таком случае в бухгалтерском учете следует скорректировать задолженность перед бюджетом и признать доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году (Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам", Кредит 91 "Прочие доходы и расходы").
Для целей исчисления налога на прибыль организация отразит "обнаруженные суммы" в составе внереализационных доходов в качестве доходов прошлых лет, выявленных в отчетном (налоговом) периоде (п. 10 ст. 250 НК РФ).
При признании в учете переплаты по НДС необходимо учитывать сроки исковой давности проведения повторной налоговой проверки.
Налог на добавленную стоимость, исчисленный за апрель 2004 г., может быть проверен в рамках повторной выездной налоговой проверки на основании положений п. 10 ст. 89 НК РФ. Так, согласно указанной норме при проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки. Иными словами, в случае назначения повторной налоговой проверки в 2007 г. налоговыми органами (например, в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку) могут быть проверены 2004, 2005 и 2006 гг.
С 2007 г. срок, за который может быть проведена камеральная налоговая проверка, НК РФ не определен. В настоящее время камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Существующим ограничением по предоставлению налогоплательщиком документов для проведения такой проверки является положение пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, предусматривающее обязанность налогоплательщика обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов в течение четырех лет (т.е. по интересующим нас операциям - до января 2009 г.).
В случае если в рамках проверки налоговым органом будет обнаружена ошибочная переплата по НДС, то основания для привлечения организации к налоговой ответственности отсутствуют. Так, в НК РФ не предусмотрена ответственность налогоплательщика за неинформирование налоговых органов о сделанной ими ошибке, а гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ содержит закрытый перечень налоговых правонарушений. Начислить пени также будет невозможно, поскольку налог в бюджет был уплачен.
Имеющаяся переплата по НДС может быть зачтена в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возвращена налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
С 2007 г. законодателем уточнено, что налогоплательщик может реализовать свое право как на возврат излишне уплаченного налога, так и на его зачет в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, обратившись с соответствующим заявлением в налоговые органы (п. 7 ст. 78 НК РФ).
В случае пропуска срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога законодательством организации предоставлено право обратиться в суд. При этом согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О в этом случае будут действовать общие правила об исчислении срока исковой давности - со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права, т.е. о переплате налога.
Однако учитывая, что реальная ситуация свидетельствует об имеющейся ошибке налогового органа, о которой не было заявлено налогоплательщиком при проведении взаимной сверки расчетов, перспектива позитивного итога такого разбирательства сомнительна.
В Письме Минфина России от 22.02.2006 N 03-02-07/2-10 представлены разъяснения по порядку списания излишне уплаченных сумм налога. Так, в частности, по решению руководителя налогового органа переплата может быть списана на следующих основаниях:
- истек общий срок исковой давности;
- налогоплательщик извещен о сумме излишне уплаченного налога;
- отсутствует необходимость направления суммы переплаты на погашение недоимки по другим налогам, сборам, пеням, штрафам;
- налогоплательщик не подавал заявления о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога, не осуществлял финансово-хозяйственной деятельности и не представлял в налоговые органы бухгалтерскую и налоговую отчетность, в соответствии с которой возможно было произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей.
Тем самым действия налоговых органов по списанию имеющейся переплаты достаточно ограничены. В свою очередь, налогоплательщик может подать заявление на зачет или возврат излишне уплаченного налога. При этом ему необходимо принимать во внимание возможность проведения повторной налоговой проверки и соответственно обнаружения сделанной налоговыми органами ошибки.
"Финансовая газета", 2007, N 28
А.Талаш К. э. н., ООО "РосКо"