Понятие "офшорная зона" обозначает государство или территорию, предусматривающие льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и представления информации при проведении финансовых операций (п. 3 ст. 284 НК РФ, Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н).
Приказом Минфина России N 108н утвержден Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Данный Приказ вступил в силу с 1 января 2008 г. и предусматривает Перечень из 42 государств и территорий. В частности, в Перечень включены такие государства, как Ангилья; Содружество Багамы; Белиз; Бермуды; Британские Виргинские острова; Гибралтар; Содружество Доминики; Республика Кипр; Мальдивская Республика; Республика Мальта; отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн; Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни); Республика Сейшельские Острова и пр.
Противодействие со стороны государства компаниям, зарегистрированным в офшорных зонах, обусловлено тем, что офшорные зоны используются как инструмент уклонения от уплаты налогов и отмывания денег, полученных преступным путем.
Основной особенностью офшорных компаний является то, что присутствие компании в стране регистрации является номинальным.
Данные компании, как правило, не ведут деятельность в стране регистрации, не имеют в этой стране офиса, штата сотрудников, управление такой компанией производится из-за рубежа, собственники данных компаний также не являются резидентами офшорных стран. Соответственно, собственники таких компаний уклоняются от налогообложения в стране, где фактически осуществляется их деятельность. Модели уклонения от уплаты налогов с использованием офшорных компаний различны. В основном данные компании действуют не самостоятельно, а в цепочке компаний (возможно, фирм-"однодневок"), управляемых одним владельцем.
Минфин России в Письме от 23.02.1998 N 04-06-02 рассмотрел вопрос о возможности введения ограничения деятельности на территории Российской Федерации предприятий, зарегистрированных в офшорных зонах. По результатам рассмотрения данного вопроса Минфин России указал, что в соответствии с декларированным Российской Федерацией принципом гарантирования национального режима для иностранных инвестиций мы не имеем никаких прав дискриминировать инвестиции из каких-либо стран или регионов лишь по причине того, что в указанных странах существуют более льготные режимы налогообложения.
Здесь в основном речь идет о случаях, когда страна имеет с офшорными странами соглашения об устранении двойного налогообложения, гарантирующие льготы по налогу на прибыль (доходы) или имущество резидентам офшорной страны, поскольку в противном случае существенных проблем с уходом от налогообложения в рамках законности не возникает. Поэтому вопрос в контексте противодействия использованию офшорных стран для уклонения от уплаты налогов, по мнению Минфина России, должен быть акцентирован на выяснении следующих фактов: действительно ли лицо, имеющее льготы по налоговому соглашению, является налоговым резидентом офшорной страны, а также лицом, являющимся фактическим владельцем доходов.
Кроме того, выясняется возможность существования более тесных отношений между плательщиком и получателем дохода, чем отношения между независимыми сторонами (включая обоснованность используемых цен). На выяснении указанных фактов, как отмечает Минфин России, и базируются современные системы противодействия уклонению от налогообложения во многих экономически развитых странах (ФРГ, Франции, США, Италии, Австралии, Новой Зеландии).
До тех пор, пока налоговые органы не будут удовлетворены имеющейся информацией (причем за ее предоставление отвечает получатель дохода, что само по себе блокирует действие Закона о банковской тайне, характерного для офшорных стран), налоговые льготы по налоговым соглашениям или по иным основаниям не предоставляются.
Действие указанной системы предусматривает разработку налоговыми органами детализированных формуляров, заполняемых получателями доходов из источников в Российской Федерации, являющихся резидентами стран с офшорным законодательством, или же в отношении операций, в связи с которыми налоговые органы имеют сомнения в обоснованности предоставления льгот. Такой путь, по мнению Минфина России, представляется наиболее справедливым, логичным и легко реализуемым (поскольку не дает серьезных оснований предъявить Российской Федерации претензии в дискриминации).
В связи с этим налоговой службе по согласованию с Минфином России было поручено разработать порядок и формы в отношении требований по предоставлению налоговым органам информации для целей налогообложения от резидентов отдельных стран, имеющих элементы льготного (офшорного) законодательства, получающих доходы из Российской Федерации.
Официальной информации о результатах выполнения налоговой службой поручения Минфина России, изложенного в Письме N 04-06-02, нет.
Противодействие уклонению от уплаты налогов осуществляется на законодательном уровне, в части усиления контроля за трансфертным ценообразованием при совершении внешнеэкономических сделок, пересмотра международных соглашений об обмене информацией. С данной целью на официальных сайтах ФНС России публикуются также "черные списки" фирм-"однодневок", не сдающих отчетность или сдающих нулевые балансы, а также списки подозрительных зарубежных (офшорных) компаний.
Кроме того, налоговой службой с целью выявления уклонения от уплаты налогов сформулированы способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. В числе таких способов назван вывод денежных средств с использованием фирмы-"однодневки" в офшор (Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333). Соответственно, основным способом выявления уклонения от уплаты налогов в данном случае является выездная налоговая проверка. Поэтому при проведении налоговых проверок налоговым органам рекомендовано уделять особое внимание сделкам с фирмами, зарегистрированными в офшорных зонах. Результатом выявления фактов уклонения от уплаты налогов является доначисление налогов, пеней, штрафов. Доначисление налогов производится налоговой службой по различным основаниям в зависимости от модели уклонения от уплаты налогов с использованием офшорной компании.
Например
Когда офшорная компания используется в цепочке посредников при реализации товаров (работ, услуг), доначисление налогов может производиться с применением ст. ст. 20, 40 НК РФ. Однако данный способ противодействия уклонению от уплаты налогов нельзя назвать эффективным. Следует констатировать, что арбитражная практика рассмотрения подобных споров немногочисленна, а решения арбитражных судов, как правило, принимаются в пользу налогоплательщика.
Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2003 N А56-7217/03 рассмотрена ситуация, при которой налоговый орган отказал в возмещении НДС организации, компания-контрагент которой зарегистрирована в офшорной зоне. В обоснование отказа в возврате НДС налоговый орган сослался в том числе и на наличие сообщений из компетентных органов США (штат Орегон) об отсутствии у покупателя-компании деятельности на территории офшорной зоны. Суд признал недействительным решение налогового органа об отказе в возмещении НДС, ссылаясь на то, что основой регистрации компаний в офшорных зонах являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам. Офшорная компания - это компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний являются нерезидентами этих стран.
Офшорные зоны, как указал суд, можно условно разделить на три типа:
- зоны, в которых зарегистрированные компании платят налоги по крайне низким ставкам. За деятельностью этих компаний установлен контроль со стороны надзорных органов, и они обязаны вести бухгалтерский учет, а также представлять ежегодное аудиторское заключение о достоверности баланса;
- зоны, в которых зарегистрированные компании не платят налоги, а уплачивают взнос за регистрацию. При этом предприятия должны вести бухгалтерский учет и составлять отчетность. Контроль за деятельностью этих компаний со стороны надзорных органов практически отсутствует;
- зоны, в которых зарегистрированные компании платят установленную ежегодную пошлину, при этом они не обязаны вести учет и за их деятельностью не проводится никакого контроля.
Таким образом, вывод налогового органа о недобросовестности налогоплательщика только на том основании, что его покупатель не осуществляет деятельность и не уплачивает налоги на территории США, сделан без учета особого статуса зарегистрированных в штате Орегон офшорных компаний. Названные компании вправе осуществлять деятельность на территории других государств мира, в данном случае это территории Республики Эстония и Республики Латвия.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 03.07.2003 по делу N А66-9052-02 также отклонил довод налогового органа об отсутствии данных о реальном существовании компании-контрагента, зарегистрированного в штате Делавэр округа Ньюкасл г. Вилмингтон (США). Суд указал на то, что значительная часть компаний, зарегистрированных в данном штате, не осуществляет какой-либо деятельности в данном штате или на территории США. Поэтому эти фирмы освобождаются от обязательного представления в контролирующие органы США финансовой отчетности, не учитываются в официальных регистрах компаний, оперирующих на территории США, а по существу получают офшорный статус.
В настоящее время контроль за организациями, осуществляющими расчеты с использованием офшорных компаний, кроме налоговых органов, ведут Банк России, а также Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая осуществляет деятельность в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ред. от 27.07.2010).
На международном уровне главную роль в противодействии нечестной налоговой конкуренции играет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В настоящее время в эту организацию входят 34 государства - это практически все крупнейшие промышленно развитые страны. При этом сама ОЭСР не имеет никаких полномочий на применение санкций (это остается компетенцией государств-участников, а ОЭСР лишь предоставляет им свои рекомендации).
Кроме того, в 1989 г. на встрече "Большой семерки" в Париже была создана Группа финансового противодействия отмыванию денег - ФАТФ. По ее образу и подобию были созданы несколько подобных региональных групп, объединяющих государства Южной Африки, Карибского региона, Азии и Европы. Ожидается создание таких же групп по странам Латинской Америки и Западной Африки. Основной задачей ФАТФ является разработка и распространение политики противодействия легализации криминальных капиталов и финансированию преступной и террористической деятельности как на национальном, так и на международном уровне. В настоящее время ФАТФ объединяет 32 государства-участника, а также шесть государств - членов Совета по сотрудничеству Персидского залива и Европейскую Комиссию.
Ведущий юрист С.Гаврилова ООО "РосКо - Консалтинг и аудит"