Офис бизнесмена в жилом помещении: можно ли признать расходы?

Услуги по теме
Бухгалтерские консультации
от 3 000 руб./час

Высокий размер арендной платы в офисных центрах вынуждает бизнесменов использовать для осуществления своей предпринимательской деятельности жилые помещения (квартиры), расположенные на первых этажах многоквартирных домов. Можно ли в подобных ситуациях признать затраты на аренду, ремонт в составе налоговых расходов?

Используя для ведения предпринимательской деятельности жилые помещения (и, соответственно, экономя на расходах по аренде), бизнесмены сталкиваются с трудностями признания расходов по обслуживанию таких помещений в налоговом учете.

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

Расходы по аренде жилого дома (помещения) для ведения бизнеса

Представители финансового ведомства недавно вернулись к рассмотрению вопроса о признании расходов по аренде жилого помещения для ведения бизнесменами предпринимательской деятельности.

В Письме Минфина РФ от 28.03.2017 г. №03-11-11/17851 анализировалась возможность признания расходов по аренде жилого дома для размещения частного детского сада.

Прежде всего, финансисты обратились к положениям жилищного законодательства.

Согласно п.2 ст.15 ЖК РФ жилым признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. К жилым помещениям относятся жилой дом (часть жилого дома), квартира (часть квартиры), комната (п.1 ст.16 ЖК РФ).

НАЛОГОВЫЙ АУДИТ

Жилые помещения предназначены для проживания граждан (п.1 ст.17 ЖК РФ).

Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.

Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

При этом допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

РЕГИСТРАЦИЯ ИП, ЦЕНА

БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета
В соответствии с п.3 ст.23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.346.16 НК РФ  налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на сумму арендных (в том числе лизинговых) платежей за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество.

Согласно п.2 ст.346.16 НК РФ расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ.

И заключение финансистов - расходы предпринимателя по аренде жилого дома для размещения частного детского садика при определении объекта налогообложения по «упрощенному» налогу, учитываться не должны.

Важно!
Таким образом, гражданское и жилищное законодательство не допускает использование жилого помещения для целей, не связанных с проживанием граждан. Последнее обстоятельство, по мнению контролирующих органов, делает невозможным и налоговый учет расходов на аренду жилых помещений (Письмо Минфина РФ от 28.03.2017 г. №03-11-11/17851).

Аналогичную позицию финансисты высказывали и ранее (Письма Минфина РФ от 29.09.2014 г. №03-03-06/1/48504, от 14.02.2008 г. №03-03-06/1/93, от 28.10.2005 г. №03-03-04/4/71).

Свою позицию финансисты аргументируют тем, что расходы бизнесменов на аренду жилых помещений не соответствуют критериям п.1 ст.252 НК РФ. А под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Нарушая положения ЖК РФ (использование жилого помещения не по назначению), бизнесмены не могут признавать данные расходы обоснованными.

ПРИМЕР №1

Компания арендовала у своего директора жилой дом. Согласно договору арендодатель (директор) передает компании в аренду жилой дом (2010 года постройки в нормальном состоянии, отвечающем требованиям, предъявляемым к эксплуатируемым жилым помещениям) для использования в целях размещения аппарата управления и других служб арендатора. Срок действия договора - 11 месяцев, по окончании срока действия договора компания и директор заключили новый договор аренды на 11 месяцев. Арендная плата составляет 208 рублей 47 копеек за 1 кв. м или 100 тыс. рублей в месяц без НДС. В жилом доме были размещены службы и сотрудники компании.

Все расходы компания (аренда, ремонт) учитывала в налоговом учете на основании пп.49 п.1 ст.264 НК РФ.

Более 4 млн рублей компания понесла расходов на ремонт жилого дома с последующим признанием в налоговом учете.

Претензии налоговых органов сводились к тому, что расходы компании, понесенные им в связи с ремонтом жилого дома, арендованного у директора, по смыслу ст.288, п.2 ст.671  ГК РФ, п.38 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», ст.260 НК РФ не могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Кроме того, анализируя акты выполненных работ, инспекция установила, что подрядчик произвел наружную облицовку поверхности стен здания фасадными панелями, облицовку оконных проемов, а также ремонт мест примыкания стен и перегородок, насечку поверхностей под штукатурку, выравнивание штукатурки, окраску фасадов. То есть произведенные компанией действия по улучшению арендованного имущества представляют собой единый комплекс ремонтных работ, отвечающий признакам неотделимости от ремонтируемого объекта, и произведены с ведома и согласия арендодателя.

Важно!
Данные обстоятельства свидетельствуют о намерении директора компании произвести комплекс ремонтных работ принадлежащего ему жилого дома за счет средств компании, получив таким образом выгоду в виде безвозмездно отремонтированного жилого дома (для себя) и в виде уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (для самой компании).

Судьи также отметили, что собственник жилого помещения не вправе размещать в нем предприятия, учреждения или организации до тех пор, пока оно не будет переведено в статус нежилого (п.3 ст.288 ГК РФ).

Передаваемый в аренду жилой дом объектом основных средств у арендодателя не является.

По этой причине, расходы на ремонт арендованного у директора жилого дома не образуют самостоятельного объекта основных средств и не могут учитываться в качестве таковых.

Кроме того, суд не усмотрел оснований для снижения штрафа по ст.123 НК РФ до 50 тыс. рублей (Постановление АС  Северо-Кавказского округа от 24.04.2017 г. №А53-1756/2016).

 ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИП, УСН

Расходы на ремонт жилого помещения, используемого предпринимателем как офис

В силу ст.252 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как свидетельствует судебная практика, налоговики не признают обоснованными расходы, связанные с ремонтом жилого помещения, поскольку затраты на ремонт жилого помещения не относятся к затратам на ремонт основных средств, предусмотренным пп.3 п.1 ст.346.16 НК РФ. По мнению налоговиков, расходы, связанные с доведением жилого помещения до состояния, пригодного для использования его под офис, также не отвечает требованиям п.2 ст.346.16 НК РФ.

ПРИМЕР №2

Предприниматель включил в состав расходов 63 тыс. рублей, затраченной на оплату выполнения комплекса работ по монтажу и пуско-наладке систем видеонаблюдения в принадлежащей ему квартире.

Данные работы были осуществлены по договору подряда, заключенному с другим индивидуальным предпринимателем.

В процессе проведения налоговой проверки, инспекцией был доначислен единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, по причине исключения 63 тыс. рублей из расходной части налоговой базы.

Предприниматель проиграл во всех судебных инстанциях.

Отклоняя доводы предпринимателя о том, что указанное здание является его офисом, суды исходили из следующего:

  • согласно сведениям органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по адресу г.Тюмень находится жилой дом, принадлежащий предпринимателю;
  • перевода жилого помещения в нежилое осуществлено не было;
  • документы о поставке канцелярских товаров и воды по данному адресу не свидетельствуют однозначно об использование жилого дома в качестве офиса;
  • на бланках предпринимателя указывается другой адрес. Этот же адрес указывается и на большинстве заключенных договоров и документов, исходящих от данного лица.

Исходя из изложенного, учитывая, что предпринимателем не представлено доказательств того, что данный объект сдается в аренду, либо готовился к продаже, что является его видом предпринимательской деятельности, вывод судов о правомерном доначислении налога является правильным (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 27.11.2015 г. №А70-15510/2014).

Важно!
Как видим, данный спор бизнесмен проиграл по причине того, что не смог доказать, что в жилом помещении им осуществлялась деятельность, направленная на получение дохода. Вместе с тем, доказательственная база налоговиков, напротив, была более убедительной.

Резюме

В любом случае, признание в налоговом учете расходов на аренду и ремонт жилого помещения, используемого в предпринимательской деятельности, приведут к судебным спорам. И, как свидетельствуют, приведенные арбитражные дела, исход судебной баталии может быть не в пользу бизнесменов.