Рассмотрим вносимые изменения в сравнении с действующей редакцией.
Прежде всего, изменения претерпели положения п. 1 ст. 86 НК РФ.
Так, согласно действующей редакции п. 1 ст. 86 НК РФ банки обязаны сообщать в налоговый орган о различных операциях (открытие/закрытие, изменение реквизитов) со счетами организации и индивидуального предпринимателя, а также о различных операциях (возможность использования, изменение реквизитов) в отношении электронных средств платежа организации и индивидуального предпринимателя.
Новая редакция п. 1 ст. 86 НК РФ расширяет обязанности банка.
- законодатель возлагает на банки дополнительную обязанность сообщать в налоговый орган о различных операциях со вкладами (депозитами), а не только не только со счетами и электронными средствами платежа;
- у банков возникает обязанность по уведомлению налогового органа в отношении дополнительной категории налогоплательщиков – физических лиц.
Информация будет сообщаться в налоговый орган по месту нахождения банка. Передача сообщения будет производиться в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события. Собственно формы и форматы сообщений банка налоговому органу будут предложены ФНС России.
В отношении корпоративных электронных средств платежа для переводов электронных денежных средств обязанности банков не претерпели изменения.
Изменения коснулись и положений п. 2 ст. 86 НК РФ, который регулирует выдачу банками налоговым органам установленных справок.
Согласно действующей редакции п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам следующие справки:
- о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке;
- об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах);
- выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам);
- выписки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.
Такие справки выдаются в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Согласно действующей редакции в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей такие справки могут быть запрошены налоговыми органами в случаях:
- проведения мероприятий налогового контроля
- в случаях вынесения решения о взыскании налога,
- принятия решений о приостановлении операций по счетам,
- приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Новая редакция п. 2 ст. 86 НК РФ расширяет перечень оснований.
С 01.07.2014 к перечисленным случаям добавляется право истребовать у организаций и индивидуальных предпринимателей документы (информацию) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ. В свою очередь в рамках ст. 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать необходимые документы (информацию) в ходе, так называемой, встречной проверки, в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, а также вне рамок проведения налоговых проверок.
В отношении физического лица согласно действующей редакции данные справки могут быть получены только на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
С 01.07.2014 в отношении физического лица данные справки могут быть запрошены:
- в случаях проведения налоговых проверок. Для истребования справки потребуется согласие руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России;
- в случаях истребования документов (информации) в соответствии с положениями п.1 ст.93.1 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ документы (информация) могут истребоваться как в ходе проведения налоговой проверки, так и при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначениидополнительных мероприятий налогового контроля.
Следовательно, основным существенным нововведением является то, что со вступлением в силу поправок в ст. 86 НК РФ для банков установлена обязанность информировать налоговые органы о наличии счетов, вкладов (депозитов) физических лиц – простых граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами.
Также налоговые органы расширяют полномочия по истребованию информации о счетах, вкладах (депозитах) организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц.
Для уяснения вопроса, о каких же счетах банк будет информировать налоговые органы, следует принять во внимание и поправки, внесенные в ст. 11 НК РФ в части определения понятия «счет» для целей налогового контроля.
С 1 января 2014 г.понятие «счет» включает в себя расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.
До указанной даты понятие «счет» включало в себя также расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, и далее имелось дополнение – на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Как видно из данного определения понятия «счет» физические лица, не имеющие статус нотариуса или адвоката, в перечне лиц не названы, а значит, ранее они выпадали из сферы контроля налоговых органов.
В редакции ст. 11 НК РФ, действующей с 1 января 2014 г., перечень лиц, в отношении которых открывается счет, вообще отсутствует. В совокупности с изменениями, вносимыми в ст. 86 НК РФ, это может означать лишь то, что в сфере контроля налоговых органов теперь будет находиться движение по счетам всех категорий налогоплательщиков, включая и физических лиц.