Об учете расходов при УСН (Упрощенной системе налогообложения)

Когда компания решает вопрос о выборе системы налогообложения в пользу упрощенной системы налогообложения, вопросов у бухгалтера становится ничуть не меньше. Изучение законодательства о налогах и сборах не всегда может помочь в неясной ситуации, поскольку всегда существует риск неверного истолкования той или иной нормы, что неизбежно влечет за собой и финансовые потери. Однако статья 34.2 НК РФ позволяет всем налогоплательщикам обращаться за письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах в соответствующие государственные органы, в нашем случае это Министерство финансов РФ.

03 апреля 2015 года Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в своем письме № 03-11-11/18801 разъяснил положения пункта 2 статьи 346.17 НК РФ. 

УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, ДЛЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ УСН

Данная необходимость в разъяснении нормы была обусловлена существованием вопроса об учете для целей налога, уплачиваемого при УСН, расходов в виде авансовых платежей, произведенных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг). Иными словами, можно ли учесть в составе расходов предварительную оплату (аванс), предусмотренную договором и перечисленную контрагенту?

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, а также на расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров (пп.23 п.1 ст. 346.16 НК РФ).

БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета
 Пункт 2 ст. 346.17 НК РФ устанавливает, что расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой считается прекращение обязательств покупателя – приобретателя товаров или услуг, перед продавцом (исполнителем). И еще одним условием является тот факт, что данная оплата должна быть непосредственно связана с поставкой этих товаров или оказанием услуг, а раз товар еще не поставлен или услуги не оказаны, то и обязательства по оплате еще не возникло, следовательно, учесть стоимость товаров (услуг) можно только после их поставки (оказании услуг).

Таким образом, налоговики считают, что авансовый платеж за предстоящие поставки товара учесть в расходах при использовании УСН нельзя со ссылкой на вышеупомянутый пункт 2 статьи 346.17 НК РФ. 

Для того, чтобы учесть затраты в расходах, необходимо соблюсти одно из двух условий: товар должен быть уже поставлен или покупатель уже оплатил его поставку в полном объеме. То есть авансовый платеж уменьшает налоговую базу по налогу только при фактическом получении товаров (услуг). Отметим, что при возврате поставщиками авансовых платежей, их суммы не включаются в состав доходов (письмо Минфина России от 12.12.2008 N 03-11-04/2/195).

Отметим, что вопрос об отнесении авансовых платежей в счет будущих поставок к расходам, возникал и ранее. Смотрите, например, письма Минфина России от 12.12.2008 N 03-11-04/2/195, от 14.11.2005 N 03-11-04/2/132, письмо УФНС по г. Москве от 10.11.2005 N 18-11/3/82713). Казалось бы, вопрос исчерпан, но не все налогоплательщики согласны с вышеизложенным разъяснением и логикой. Так, например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 23 декабря 2013 г. N Ф06-569/13 по делу N А57-4079/2013, суд решил дело в пользу налогоплательщика, указав, что из диспозиции статьи 346.17 НК РФ не следует, что налогоплательщик вправе принять к учету спорные расходы только после составления акта приемки работ, а согласно статье 408 ГК РФ обязательство прекращается надлежащим исполнением, то, перечислив авансовые платежи в установленный договором срок, предприниматель надлежаще исполнил свое обязательство, которое прекратилось. Таким образом, уплата аванса является оплатой в соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 НК РФ. Однако налоговики данной точки зрения не придерживаются, о чем свидетельствует новое письмо Министерства Финансов (№ 03-11-11/18801 от 03.04.2015)

Еще одним аргументом в пользу точки зрения налоговиков является требование, предъявляемое для заполнения раздела I "Доходы и расходы" Книги учета доходов и расходов (п. 2.2 Приложения 2 к приказу Минфина России № 135н от 22.10.12 «Об утверждении форм книги учета доходом и расходов организаций и ИП, применяющих УСН, книги учета доходов ИП, применяющих патентную систему налогообложения и порядков их заполнения»). Речь идет о необходимости указания даты и номера первичного документа, на основании которого должна осуществляться регистрируемая операция, в нашем случае расход. Таким документом может быть платежное поручение, квитанция, акт выполненных работ, накладная и другие документы, но любой из них компания получит только после исполнения взятых на себя обязательств по договору. Акты выполненных работ, например, авансом выданы быть не могут.

Таким образом, если вы готовы отстаивать свою точку зрения в суде, то можете включать произведенные авансовые платежи по договору в состав расходов до получения товара или результата работы (услуги). 

Если же участие в спорах с налоговыми органами, не Ваш «конек», то лучше дождаться окончательных расчетов по договору и только тогда включить произведенные расходы в налогооблагаемую базу по налогу на УСН.

В любом случае, разъясняющие законодательство о налогах и сборах письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативным правовым актом. Письменные разъяснения имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки финансового ведомства.