Когда компания решает вопрос о выборе системы налогообложения в пользу упрощенной системы налогообложения, вопросов у бухгалтера становится ничуть не меньше. Изучение законодательства о налогах и сборах не всегда может помочь в неясной ситуации, поскольку всегда существует риск неверного истолкования той или иной нормы, что неизбежно влечет за собой и финансовые потери. Однако статья 34.2 НК РФ позволяет всем налогоплательщикам обращаться за письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах в соответствующие государственные органы, в нашем случае это Министерство финансов РФ.
УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, ДЛЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ УСН
Данная необходимость в разъяснении нормы была обусловлена существованием вопроса об учете для целей налога, уплачиваемого при УСН, расходов в виде авансовых платежей, произведенных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг). Иными словами, можно ли учесть в составе расходов предварительную оплату (аванс), предусмотренную договором и перечисленную контрагенту?
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, а также на расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров (пп.23 п.1 ст. 346.16 НК РФ).
Пункт 2 ст. 346.17 НК РФ устанавливает, что расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой считается прекращение обязательств покупателя – приобретателя товаров или услуг, перед продавцом (исполнителем). И еще одним условием является тот факт, что данная оплата должна быть непосредственно связана с поставкой этих товаров или оказанием услуг, а раз товар еще не поставлен или услуги не оказаны, то и обязательства по оплате еще не возникло, следовательно, учесть стоимость товаров (услуг) можно только после их поставки (оказании услуг).
Для того, чтобы учесть затраты в расходах, необходимо соблюсти одно из двух условий: товар должен быть уже поставлен или покупатель уже оплатил его поставку в полном объеме. То есть авансовый платеж уменьшает налоговую базу по налогу только при фактическом получении товаров (услуг). Отметим, что при возврате поставщиками авансовых платежей, их суммы не включаются в состав доходов (письмо Минфина России от 12.12.2008 N 03-11-04/2/195).
Отметим, что вопрос об отнесении авансовых платежей в счет будущих поставок к расходам, возникал и ранее. Смотрите, например, письма Минфина России от 12.12.2008 N 03-11-04/2/195, от 14.11.2005 N 03-11-04/2/132, письмо УФНС по г. Москве от 10.11.2005 N 18-11/3/82713). Казалось бы, вопрос исчерпан, но не все налогоплательщики согласны с вышеизложенным разъяснением и логикой. Так, например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 23 декабря 2013 г. N Ф06-569/13 по делу N А57-4079/2013, суд решил дело в пользу налогоплательщика, указав, что из диспозиции статьи 346.17 НК РФ не следует, что налогоплательщик вправе принять к учету спорные расходы только после составления акта приемки работ, а согласно статье 408 ГК РФ обязательство прекращается надлежащим исполнением, то, перечислив авансовые платежи в установленный договором срок, предприниматель надлежаще исполнил свое обязательство, которое прекратилось. Таким образом, уплата аванса является оплатой в соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 НК РФ. Однако налоговики данной точки зрения не придерживаются, о чем свидетельствует новое письмо Министерства Финансов (№ 03-11-11/18801 от 03.04.2015)
Еще одним аргументом в пользу точки зрения налоговиков является требование, предъявляемое для заполнения раздела I "Доходы и расходы" Книги учета доходов и расходов (п. 2.2 Приложения 2 к приказу Минфина России № 135н от 22.10.12 «Об утверждении форм книги учета доходом и расходов организаций и ИП, применяющих УСН, книги учета доходов ИП, применяющих патентную систему налогообложения и порядков их заполнения»). Речь идет о необходимости указания даты и номера первичного документа, на основании которого должна осуществляться регистрируемая операция, в нашем случае расход. Таким документом может быть платежное поручение, квитанция, акт выполненных работ, накладная и другие документы, но любой из них компания получит только после исполнения взятых на себя обязательств по договору. Акты выполненных работ, например, авансом выданы быть не могут.
Если же участие в спорах с налоговыми органами, не Ваш «конек», то лучше дождаться окончательных расчетов по договору и только тогда включить произведенные расходы в налогооблагаемую базу по налогу на УСН.
В любом случае, разъясняющие законодательство о налогах и сборах письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативным правовым актом. Письменные разъяснения имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки финансового ведомства.