Федеральным законом № 358-ФЗ от 21 декабря 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды» изменяется порядок взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды.
Для этого, данным законом вносятся поправки в такие законодательные акты как:
- Федеральный закон № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
- Федеральный закон № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве»;
- Федеральный закон № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Изменение законодательства обусловлено необходимостью оптимизации процесса взыскания незначительных сумм недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, и особенной остротой вопроса о направлении органами контроля за уплатой страховых взносов на принудительное исполнение в подразделения судебных приставов исполнительных документов с незначительными суммами для взыскания.
Как следует из пояснительной записки к Федеральному закону № 358-ФЗ от 21 декабря 2013 г. (на стадии законопроекта), затраты, связанные с организацией работы по взысканию задолженности плательщиков страховых взносов в установленные законодательством сроки, значительно превышают суммы взыскания и приводят к необоснованным финансовым затратам федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В целом поправки в законодательство сводятся к следующим изменениям:
- Изменению порядка взыскания недоимки по страховым взносам;
- Установлению нового порядка взыскания недоимки по страховым взносам с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
- Взысканию недоимки по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в том же порядке, что и по взносам на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, поправки в законодательство дают контролирующим органам возможность принимать одно решение о взыскании по нескольким неисполненным требованиям об уплате страховых взносов.
Кроме того, нововведением также является наличие специальных положений для случаев взыскания небольших сумм задолженности. Так, увеличены сроки взыскания задолженности по платежам во внебюджетные фонды.
В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части администрируемой Пенсионным фондом РФ 1500 рублей, а в части администрируемой Фондом социального страхования 500 рублей, решение о взыскании задолженности может быть принято в течение одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования. Для сравнения – в настоящее время решение в аналогичной ситуации может приниматься не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов.
Увеличены сроки принятия органом контроля за уплатой страховых взносов постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя. Постановление о взыскании сумм задолженности за счет имущества плательщика принимается после истечения срока, установленного в требованиях, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования. Для сравнения – в настоящее время - не позднее одного года.
Кроме того, утратила силу ч.6 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Данная норма определяла последовательность обращения взыскания на имущество физического лица, не являющегося предпринимателем.
Теперь взыскание производится согласно законодательству об исполнительном производстве. Согласно новой редакции частей 3 и 4 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание обращается последовательно сначала на денежные средства должника – физического лица не предпринимателя. При недостаточности денежных средств на счетах физического лица не предпринимателя взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее физическому лицу на праве собственности.
Новая редакция нормы предусматривает необходимость взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам согласно Федеральному закону от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В новой редакции изложена и ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Ранее в названной статье приводились определения недоимки, пеней, порядок их расчета и взыскания. Новая редакция ст. 22.1 содержит отсылочную норму к другим положениям данного закона. Обеспечение исполнения обязанности по уплате взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний таким образом осуществляется в порядке, аналогичном правилам, установленным ст.ст. 18-23, 25-27 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В данных статьях предусмотрен порядок исполнения обязанности по уплате взносов, выставления требования, начисления пеней, взыскания задолженности за счет имущества плательщика и списания безнадежных долгов.
В ст.ст. 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» урегулированы вопросы зачета (возврата) излишне уплаченных и возврата излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.