Представляем Вашему вниманию масштабные законодательные инициативы, которые предполагают неналоговые платежи закрепить в виде отдельных глав в Налоговом кодексе РФ.
Рассматриваемый нами законопроект имеет благие цели – установить единообразие применения неналоговых платежей и их эффективного администрирования. При этом законотворцы ссылаются на международный опыт в соответствующих сферах деятельности. В ряде стран платежи за загрязнение окружающей среды взимаются в виде налогового платежа.
Проанализируем новые планируемые главы. По замыслу Минфина РФ «обросший» пятью новыми главами Налоговый кодекс РФ будет действовать в 2021 году (ранее был запланирован срок – 2020 год).
Раздел про федеральные налоги пополнят четырьмя главами:
-
глава 25.5 -«Экологический налог»;
-
глава 25.6- «Утилизационный сбор»;
-
глава 25.7 - «Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения»;
-
глава 25.8 - «Налог на операторов сети связи общего пользования».
Раздел о местных налогах пополнят главой 33.1 - «Гостиничный сбор».
Глава 25.5 «Экологический налог»
Экологический налог представляет собой замену платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Плательщики экологического сбора
Плательщиками экологического налога признаются компании и ИП, которые оказывают в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности негативное воздействие на окружающую среду.
При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, плательщиками признаются компании и ИП, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
При размещении твердых коммунальных отходов плательщиками признаются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются следующие виды негативного воздействия на окружающую среду в отношении которых установлены налоговые ставки:
-
выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения окружающей среды загрязняющих веществ;
-
сбросы в водные объекты в составе сточных вод загрязняющих веществ;
-
размещение отходов каждого класса опасности, который определяется в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами.
Налоговая база и ставки
Налоговая база определяется плательщиком самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля, отдельно по каждому объекту налогообложения, для каждого стационарного источника загрязнения окружающей среды, оказывавшего негативное воздействие на окружающую среду в налоговом периоде, в отношении каждого загрязняющего вещества, отходов каждого класса опасности.
Налоговая база при размещении отходов каждого класса опасности (за исключением твердых коммунальных отходов) определяется как масса размещенных отходов отдельно в пределах лимитов на размещение отходов и при их превышении.
Налоговая база при размещении твердых коммунальных отходов каждого класса опасности определяется как разница между общей массой размещенных твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов, и массой твердых коммунальных отходов, которые были утилизированы в текущем налоговом периоде.
В случае отсутствия в текущем налоговом периоде у плательщика расчетов нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, технологических нормативов, комплексных экологических разрешений, иных разрешений, налоговая база определяется по факту загрязнений.
Налоговые ставки установлены будущей ст.33361 НК РФ. С 2021 года налоговые ставки умножаются на коэффициент Кинд, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ.
Налоговые вычеты
Плательщики вправе уменьшить сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода в пределах нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов, лимитов на фактически произведенные в этом налоговом периоде и оплаченные расходы, связанные с реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в пределах исчисленной суммы налога (налоговые вычеты).
В налоговые вычеты включаются расходы, связанные с реализацией следующих мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду:
-
внедрение наилучших доступных технологий;
-
проектирование, строительство, реконструкция систем оборотного и бессточного водоснабжения и т.п.;
-
установка оборудования по улучшению режимов сжигания топлива и т.п.
Налоговый период и отчетность
Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ «АНТИОТМЫВОЧНОГО» ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Авансовые платежи вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Доплата по итогам года вносится не позднее 25-го марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Глава 25.6 «Утилизационный сбор»
Утилизационный сбор представляет собой симбиоз утилизационный и экологический сборы.
Плательщики утилизационного сбора
Плательщиками утилизационного сбора признаются компании и ИП, которые:
-
осуществляют производство и (или) ввоз на территорию РФ товаров и (или) упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
-
осуществляют производство, изготовление колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, самоходных машин и (или) прицепов к ним на территории РФ и (или) их ввоз на территорию РФ;
-
приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих сбор в отношении таких транспортных средств.
Объект налогообложения
Объектами обложения сбором признаются:
-
товары и (или) упаковка товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств, включаемые в группы в соответствии с классификацией, установленной Правительством РФ, и реализованные на территории РФ;
-
упаковка товаров для товаров в упаковке, используемых в качестве сырья, комплектующих изделий или полуфабрикатов в производстве других товаров, включаемая в группы в соответствии с классификацией, установленной Правительством РФ, и реализованная на территории РФ;
-
транспортные средства, ввозимые на территорию РФ или произведенные, изготовленные в РФ, в соответствии с установленным перечнем.
Налоговая база и ставки
Ставки сбора в отношении товаров и (или) упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливаются по каждой группе товаров и (или) упаковки товаров в размерах, приведенных в п.1 ст.33369 НК РФ.
Ставка сбора в отношении произведенных или ввезенных самоходных машин и (или) прицепов к ним устанавливается в размере 172,500 тыс. рублей за единицу самоходной машины и (или) прицепа к ней. Указанная ставка применяется с коэффициентом расчета сбора Крс (п.2 ст.33369 НК РФ).
Сумма сбора исчисляется плательщиком сбора самостоятельно отдельно по каждому объекту обложения сбором с учетом особенностей, установленных гл.25.6 НК РФ.
Так, исчисление суммы сбора в отношении товаров и (или) упаковки товаров производится за календарный год. Рассчитать налог несложно.
Статьей 33371 НК РФ предусмотрены особенности исчисления сбора в отношении товаров и (или) упаковки товаров, а ст.33372 НК РФ – в отношении транспортных средств.
ПОСТАНОВКА ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ
Налоговые вычеты
Плательщики могут воспользоваться вычетом. Правда, размер вычета за год ограничен нормативом утилизации.
Налоговый период и отчетность
Плательщики сбора (в отношении товаров и (или) упаковки товаров) уплачивают его по месту своего учета до 15 апреля года, следующего за годом исчисления сбора, одновременно с представлением расчета сбора. То есть сбор уплачивается раз в год.
Уплата сбора производителями транспортных средств осуществляется по месту своего учета до 15 числа месяца, следующего за месяцем производства транспортного средства, одновременно с представлением расчета сбора.
А при ввозе транспортных средств на территорию РФ уплата сбора производится до окончания таможенного оформления транспортных средств.