Налоговая индульгенция. перезагрузка отношений с государством

8 июня 2015 г. подписан и вступил в силу Федеральный закон № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон № 140-ФЗ).

Прежде чем перейти к анализу принятого Закона № 140-ФЗ, вкратце обозначим факторы для его принятия. Как следует из пояснительной записки комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, данный Закон разработан во исполнение Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 4.12.2014 г., в котором было отмечено, что «нужно окончательно закрыть и перевернуть офшорную страницу в нашей истории». И эта страница была перевернута, поскольку 24.11.2014 г. подписан антиофшорный закон (Федеральный закон от 24.11.14 г. № 376-ФЗ, далее – Закон № 376-ФЗ), целью которого является возврат капитала (в виде налогов) от использования офшорных компаний на территорию РФ.

И если Закон № 376-ФЗ предполагает возврат российского капитала от использования офшоров без налоговых последствий для российских юридических лиц, то своеобразную налоговую амнистию принятый Закон № 140-ФЗ предлагает и в отношении налогоплательщиков – физических лиц.

Задачи и основные понятия

По мнению законодателей, Закон № 140-ФЗ направлен на:

  • создание простого, понятного и необременительного с экономической точки зрения (т.е. все процедурные действия, включая подачу декларации, осуществляются бесплатно) механизма добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) физических лиц в банках;

  • обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц;

  • защиту имущественных интересов физических лиц, в том числе за пределами РФ;

  • снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах.

То есть все стимулы, включая правовую защиту капитала физических лиц, для добровольного декларирования «всего, что нажито непосильным трудом», вроде как созданы.

Рассматриваемый закон впервые оперирует понятиями «номинальный и фактический владелец» имущества применительно к физическим лицам (ст. 2 Закона № 140-ФЗ).

Данные термины раскрываются через договор номинального владения имуществом, которые заключаются в международной практике и означают передачу права собственника имущества, принадлежащего физическому лицу, другому лицу, которое будет осуществлять эти права в интересах и (или) по поручению данного физического лица.

АУДИТ - Аудиторская консультация АУДИТ - Аудиторская консультация
Использование номинальных владельцев имущества характерно прежде всего для офшорных компаний для обеспечения конфиденциальности истинного владельца.

И контролирующие органы не имеют возможности получить актуальную информацию об истинных собственниках компании (бенефициарах). С этой целью в рамках программы добровольного декларирования физическим лицам (в терминологии Закона № 140-ФЗ «фактическим владельцам имущества») предлагается самим задекларировать такое имущество.

Перечень имущества, подлежащего декларированию

Закон № 140-ФЗ предполагает добровольное декларирование физическими лицами своего имущества и счетов (вкладов) в банках за пределами РФ путем представления в налоговый орган соответствующей налоговой декларации. Сама форма и порядок заполнения налоговой декларации приведены соответственно в приложениях № 1 и № 2 к закону.

В представленной в налоговый орган декларации физическое лицо должно отразить сведения (п. 1 Закона № 140-ФЗ):

1) об имуществе, собственником или фактическим владельцем которого оно является. Речь идет о земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, в том числе акциях, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций;

2) о контролируемых иностранных компаниях (далее – КИК), в отношении которых физическое лицо признается контролирующим лицом.

Напомним, что в силу п.п. 2 п. 1 ст. 25.14 НК РФ налогоплательщики – налоговые резиденты РФ должны уведомить налоговый орган о КИК в случае своего контроля.

Приказ ФНС России от 24.04.15 г. № ММВ-7-14/177@ «Об утверждении формы и формата представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), а также порядка заполнения формы и порядка представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)» опубликован на официальном сайте ведомства. Срок уведомления об участии в КИК перенесен с 1 апреля 2015 г. на 15 июня 2015 г.;

3) об открытых счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ, об открытии и изменении реквизитов таких счетов.

Данные сведения должны предоставляться налоговым органам в рамках действия Федерального закона от 10.12.03 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в форме уведомления;

4) о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) физическое лицо признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 7.08.01 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также представить описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.

При этом физическому лицу дано право в произвольной форме раскрыть информацию об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) объектов имущества, указанных в декларации, источниках денежных средств, зачисленных на счета (вклады), указанные в декларации, а также представить документы, подтверждающие права декларанта и (или) номинального владельца в отношении объектов имущества, указанных в декларации (п. 6 ст. 3 Закона № 140-ФЗ).

Следовательно, физическое лицо по желанию может раскрыть источник происхождения активов и документально подтвердить право на них.

Все представленные к налоговой декларации документы и (или) сведения должны быть оформлены на русском языке или иметь нотариально удостоверенный перевод на русский язык (п. 7 ст. 3 Закона № 140-ФЗ).

Процедурные моменты представления декларации

Декларация может быть представлена физическим лицом в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории РФ) либо в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 9 ст. 3 Закона № 140-ФЗ).

Какие причины могут послужить отказом налоговым органам в принятии декларации физического лица? Так, в п. 10 ст. 3 Закона № 140-ФЗ приведены условия, при одновременном выполнении которых налоговый орган не вправе отказать в принятии и документов, и (или) сведений, прилагаемых к декларации:

  • форма и порядок представления декларации соответствует требованиям, установленным Законом № 140-ФЗ;

  • составленная опись документов и (или) сведений, которые прилагаются к декларации, соответствует их фактическому наличию;

  • физическим лицом при декларировании представлен документ, удостоверяющий его личность, а в случае представления декларации через уполномоченного представителя – документы, подтверждающие полномочия уполномоченного представителя физического лица;

  • каждый лист декларации скреплен подписью физического лица;

  • декларация представлена в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории РФ) либо в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (в центральный аппарат ФНС России).

Если одно из условий не будет выполнено, то налоговый орган обязан выдать письменный отказ в приеме декларации с указанием причины отказа (п. 12 ст. 3 Закона № 140-ФЗ). Никаких специальных сроков на этот счет закон не содержит, следовательно, действуют те же сроки, что и в отношении «обычной» налоговой декларации.

Закон № 140-ФЗ предусматривает соблюдение режима налоговой тайны, но в отношении принятой декларации. Декларация и документы к ней будут передаваться на централизованное хранение в центральный аппарат ФНС России (п. 13 ст. 3 Закона № 140-ФЗ). Иные государственные или негосударственные органы и организации не вправе получать доступ к таким сведениям и документам. Такие сведения и документы могут быть истребованы только по запросу самого физического лица (п. 6 ст. 6 Закона № 140-ФЗ).

Однако декларация по тем или иным причинам может быть не принята, а физическое лицо уже обнародовало перечень своих активов. В этом случае налоговые органы будут располагать информацией в отношении таких активов несостоявшихся декларантов. Законом № 140-ФЗ не предусмотрено повторное представление декларации (за исключением случая представления декларации после получения письменного отказа в приеме ранее представленной декларации) и представление уточненной декларации (п. 8 ст. 3 Закона № 140-ФЗ).

Гарантии декларирования

В ст. 5 анализируемого закона прописаны сроки представления такой декларации – с 1 июля по 31 декабря 2015 г.

Реализация Закона о добровольном декларировании имущества невозможна без обеспечения соответствующих гарантий со стороны государства. О том, какие гарантии будут обеспечены добровольному декларанту, указано в ст. 6 Закона № 140-ФЗ.

Так, декларант и лицо, информация о котором содержится в декларации, освобождаются от:

  • уголовной ответственности при наличии оснований, предусмотренных частью 3 ст. 76-1 УК РФ;

  • административной ответственности при наличии оснований, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ;

  • ответственности за налоговые правонарушения.

При этом предусмотренные гарантии предоставляются только в пределах указанного в декларации имущества (п. 10 ст. 6 Закона № 140-ФЗ) и в отношении деяний, совершенных декларантом и (или) номинальным владельцем имущества до 1 января 2015 г. (п. 13 ст. 6 Закона № 140-ФЗ).

Согласно п. 8 ст. 6 Закона № 140-ФЗ гарантии не будут действовать, если на дату представления декларации в отношении декларанта было возбуждено уголовное дело, начато производство по делу об административном правонарушении либо начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении по вопросам, касающимся декларирования, и (или) не была начата выездная налоговая проверка (проверка полноты исчисления и уплаты налога в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами).

Кроме того, сама операция передачи имущества от номинального владельца фактическому освобождена от налогообложения (п. 7 ст. 6 Закона № 140-ФЗ). Однако сам механизм такой передачи имущества непонятен.

Заявленные гарантии потребовали внесения соответствующих изменений в УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Федеральный закон от 7.08.01 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ст. 9, 10, 11 и 12 Закона № 140-ФЗ).

Поскольку физическим лицом могут быть задекларированы сведения об открытых им по состоянию на 1 января 2015 г. счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ, о наличии которых декларант ранее не представлял уведомление в налоговые органы, то налоговые органы также закроют на это глаза. В п. 4 ст. 7 Закона № 140-ФЗ прописано, что валютные операции (в том числе зачисление денежных средств), совершенные до 1 января 2015 г. по счетам (вкладам), указанным в декларации и открытым в банках, расположенных за пределами РФ, признаются совершенными без нарушения Федерального закона от 10.12.03 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».


Финансовая Газета, №22 (1210), 18.06.2015 г.