Досудебное урегулирование налоговых споров (2 часть)

Почтовые перипетии

Одним из распространенных поводов оставления жалобы без рассмотрения налоговым органом является нарушение сроков ее подачи заявителем. Налоговая инспекция вправе оставить жалобу без рассмотрения в связи с пропуском срока на его обжалование и отсутствием уважительных причин для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока (пп. 2 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

И зачастую причина пропущенного срока подачи жалобы заявителем кроется в позднем получении решения налогового органа, направленного по почте.

Напомним, что в соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение 5 рабочих дней после дня его вынесения.

Копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения (п. 13 ст. 101 НК РФ).

Как указал Минфин РФ (Письмо от 02.06.2008 г. №03-02-08-12), исходя из норм НК РФ следует, что одним из способов передачи налогоплательщику решения налогового органа является направление этого решения по почте заказным письмом. При этом решение налогового органа считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма (абз. 1 п.6 ст.69 НК РФ).

Так, в одном из налоговых споров налогоплательщик не смог своевременно обжаловать решение налоговой инспекции, поскольку корреспонденция отправлялась по юридическому адресу, по которому фактически не находился заявитель (Решение арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2015 г. №А40-66417/2014).

Судом было установлено, что решение налоговой инспекции было направлено в адрес постоянно действующего исполнительного органа общества сопроводительным письмом, о чем свидетельствует почтовый реестр (почтовый идентификатор). Согласно данным с сайта www.russianpost.ru указанное письмо поступило на почту по юридическому адресу компании и через месяц почта возвратила письмо с указанием причины возврата – «иные обстоятельства».

В соответствии с п. 35 Постановления Правительства РФ от 15.04.2005 г. №221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его законного представителя).

При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.

Неполученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. Согласно п. 36 правил, почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу:

а) по заявлению отправителя;

б) при отказе адресата (его законного представителя) от его получение;

в) при отсутствии адресата по указанному адресу;

г) при невозможности прочтения адреса адресата;

д) при иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи.

Сотрудниками почты доставлялись два извещения, согласно указанным правилам, однако заявитель на почту не явился. На основании этого, суд поддержал позицию налогового органа о нарушении сроков подачи заявителем жалобы без уважительной причины. А поэтому вынесенные решения налоговых органов соответствуют процедуре, установленной налоговым законодательством и не нарушают права и законные интересы заявителя, а также не противоречат действующему законодательству.

Таким образом, обязанность по обеспечению получения почтовой корреспонденции и извещений почты лежит на юридическом лице (Решение арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.06.2015 г. №А22-1362/2015) и неполучение обществом корреспонденции по адресу его государственной регистрации является риском самого общества, которое несет все неблагоприятные последствия (Постановления ФАС Московского округа от 06.03.2014 г. № Ф05-1020/2014, от 16.09.2013 г. №А40-167990/12-106-819, от 02.07.2013 г. №А40-91745/12-108-130).

Налоговым органом при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документы направляются по почте: налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц. А невручение требования налоговым органом руководителю лично под расписку, а также не передача в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не является существенным нарушением порядка вручения налоговым органом документов налогоплательщику. В рассматриваемых случаях налоговый орган исполнил свою обязанность путем направления решения по почте заказным письмом, что НК РФ не противоречит (Постановление ФАС Поволжского округа от 04.02.2015 г. №А65-25986/2013).

Иное дело, если контролирующие органы направляют корреспонденцию, указав неверный адрес и не получив возражений, принимают решение. В этом случае суды отмечают, что извещение налогоплательщика о назначении рассмотрения материалов проверки в одно и тоже время по разным адресам, при указании в уведомлении также и третьего адреса места нахождения налоговой инспекции, не может быть признано надлежащим и обеспечивающим право налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.03.2012 г. №А78-6393/2011).

Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить, что при осведомленности в проведении налоговой инспекцией камеральной проверки, заявителю необходимо принять меры по выяснению ее результатов. Кроме того, если местонахождение компании либо бухгалтерии компании отличается от адреса, указанного в ЕГРЮЛ, то целесообразно направить в налоговую инспекцию письмо о том, куда направлять всю корреспонденцию.

Дефекты в жалобе заявителя

Согласно п. 3 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;

4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение.

На основании п. 1 ст. 139.3 НК РФ налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:

1) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

4) ранее подана жалоба по тем же основаниям;

5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Статьей 139.2 НК РФ в качестве одного из обязательных требований к жалобе (апелляционной жалобе) предусматривается, что в случае ее подачи уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к ней прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя. В случае несоблюдения данного требования при обращении в вышестоящий налоговый орган на основании пп. 1 п. 1 ст. 139.3 НК РФ жалоба (апелляционная жалоба) подлежит оставлению без рассмотрения.

И пренебрегая установленными требованиями к жалобе, заявитель дает повод вышестоящему налоговому органу оставить его жалобу без рассмотрения в виду не соответствия формы жалобы установленному действующему законодательству.

Так, вышестоящий налоговый орган оставляет жалобы без рассмотрения, в связи с тем, что жалоба подписана лицом, не указанном в ЕГРЮЛ, а иных документов, подтверждающих полномочия, лица, подписавшего жалобу заявителем к жалобе не представлено. В соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2011 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица. А в обязанности налогового органа не входит проверка таких сведений в иных источниках (Определение арбитражного суда г. Москвы от 25.03.2015 г. №А40-189695/2014).

Однако в другом решении при схожих обстоятельствах дела (жалоба оставлена без рассмотрения по причине того, что подписана неуполномоченным лицом заявителя), судьи отметили, что рассмотрению спора не должны препятствовать чрезмерные правовые или практические преграды, в частности, усложненные или формализованные процедуры принятия и рассмотрения исковых заявлений. На основании этого, суд признал действия УФНС РФ незаконными, поскольку налоговый орган исходил лишь из формального основания, не запросив уточняющей информации и документов, в связи с чем, не достиг целей досудебного урегулирования спора (Решение арбитражного суда Иркутской области от 19.06.2015 г. №А19-6177/2015, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.03.2014 г. №А81-3603/2013).

При этом оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные НК РФ для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным пп. 3 и 4 п.1 ст. 139.3 НК РФ (п.3 ст.139.3 НК РФ).

В связи с этим возникает вопрос: если налогоплательщик вновь подает жалобу по иным основаниям, не затронутым ранее, является ли это поводом для отказа в рассмотрении жалобы на основании пп.4 п.1 ст.139.3 НК РФ?

Как отмечают суды, апелляционная жалоба налогоплательщика не является идентичной по отношению к ранее поданной апелляционной жалобе, а содержит самостоятельные основания для отмены решения нижестоящего налогового органа в этой части. Поэтому отказ от рассмотрения такой жалобы вышестоящим налоговым органом признается неправомерным (Постановление ФАС Поволжского округа от 25.02.2014 г. №А12-922/2013).

Положительные и отрицательные моменты досудебного обжалования

У процедуры досудебного обжалования есть как положительные, так и отрицательные стороны. Сразу отметим, что подавать апелляционную жалобу (т.е. на не вступившее в силу решение налогового органа) выгоднее, чем жалобу (т.е. на вступившее в силу решение налогового органа). В первом случае налогоплательщик отодвигает срок исполнения обжалуемого решения налогового органа, поскольку пока не будет рассмотрена апелляционная жалоба, решение налогового органа не вступит в силу (абз.2 п.9 ст.101, ст.101.2 НК РФ). А в случае подачи обычной жалобы налоговый орган имеет право на принудительное взыскание, начисленной по итогам вынесенного решения, недоимки.

Механизм досудебного рассмотрения жалоб, по замыслу его создателей, должен разгрузить работу судов. Кроме того, в результате введенного административного порядка обжалования, налогоплательщики смогут сэкономить на судебных издержках.

Но, как показывает личный опыт, после досудебного порядка обжалования налогоплательщику все равно приходится обращаться в суд для обжалования решения вышестоящего налогового органа.

Так, например, чтобы добиться права на перерасчет земельного налога за прошлые периоды (Решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2015 г. №A76-26131/2014), пришлось затратить немалое количество времени на составление апелляционной жалобы («Судебная практика по перерасчету земельного налога»). Причем итог рассмотрения апелляционной жалобы УФНС РФ был очевиден (решение налоговой инспекции, вынесенное по итогам камеральной налоговой проверки, оставлено в силе), поскольку нижестоящая налоговая инспекция руководствуется позицией в отношении тех или иных вопросов вышестоящего налогового органа.

И налогоплательщик вынужден впустую тратить время на процедуру досудебного урегулирования спора (на обжалование результатов проверки, на рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом, вынесение решения).

Конечно, в отношении одиозных, явно проигрышных в суде решений нижестоящих налоговых органов, досудебный порядок обжалования, имеет преимущества по сравнению с судебными баталиями.


«Обнал»: как компании зарабатывают на самозанятых и физлицах #обзор
НАЛОГИ, БУХГАЛТЕРИЯ
«Обнал»: как компании зарабатывают на самозанятых и физлицах #обзор
В нашем новом видео мы рассмотрим тему "«Обнал»: как компании зарабатывают на самозанятых и физических лицах". Мы разберем, что такое "обнал", какие механизмы и схемы используются компаниями для заработка на самозанятых и физических лицах, и какие риски и последствия могут последовать за участие в таких сделках. Обналичивание денег – это процесс, при котором средства преобразуются из безналичной формы в наличные. Несмотря на кажущуюся простоту, этот процесс часто используется в схемах для минимизации налогов или же вовсе для легализации доходов, полученных незаконным путем. В связи с жесткими финансовыми регуляциями, компании ищут различные способы "обнала", в том числе через самозанятых и физлиц. В видео мы подробно разберем: - Какие существуют схемы "обнала" и почему они столь популярны среди предпринимателей. - Почему самозанятые и физические лица привлекательны для компаний в этих сделках. - Какие риски несут самозанятые и физические лица, согласившиеся участвовать в подобных операциях. - Меры предосторожности и способы защиты своих интересов, если вы столкнулись с предложением участия в "обнале". - Обзор законодательных норм, регулирующих вопросы "обнала" и ответственность за участие в нелегальных схемах. Это видео будет полезно не только для тех, кто интересуется финансовыми операциями и законодательством РФ, но и для широкого круга зрителей, желающих разобраться в сложных экономических терминах и схемах. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить это и другие интересные видео! Не забудьте поставить лайк, если вы нашли для себя что-то новое и полезное, а также поделитесь видео с друзьями и коллегами, которых может заинтересовать данная тема. Ждем ваших комментариев под роликом: возможно, у вас есть вопросы или вы хотите поделиться своим опытом участия в подобных схемах. Вместе мы сможем разобраться в этих неоднозначных и сложных вопросах! Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit
Как отчитаться о счетах за рубежом по новой форме?
Услуги специалистов: https://rosco.su/yurist/nalogovaya-konsultatsiya/ Таймкоды: 00:00 Вступление 00:45 Кто освобожден от сдачи отчетов? 03:28 По какой форме сдавать отчет в налоговую? 04:54 Что изменилось в отчетности? 07:19 Когда нужно применять обновленные правила? 08:21 Какие штрафы грозят за игнорирование отчета либо неправильное заполнение? Резиденты РФ — физлица, компании и ИП, имеющие зарубежные счета в банках, а также брокерские счета, ценные бумаги и иные зарубежные финансовые активы, должны сдавать налоговикам специальный отчет. В какие сроки и по какой форме нужно отчитываться в 2024 году? Что будет, если не сдать или с опозданием представить отчетность по банковским зарубежным счетам? Давайте разберем эти вопросы! Читайте также: https://rosco.su/consult/kak-otchitatsya-o-schetakh-za-rubezhom-po-novoy-forme/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit
Какие отчеты сдавать в статистику малому бизнесу?
Услуги специалистов: https://rosco.su/buhgalterskie-uslugi/vedenie-ucheta/autsorsing/ Таймкоды: 00:00 Вступление 00:54 Кто должен сдавать отчет в статистику? 02:39 Как узнать: попала или нет компания в выборку Росстата? 06:00 Нужно ли сдавать «нулевые» отчеты в Росстат? 06:30 Каким способом сдать отчеты в Росстат? 07:14 От чего зависит перечень форм статотчетности? О том, что нужно сдавать отчеты в статистику, знают не все предприниматели. Как узнать, какие отчеты нужно сдавать в Росстат? От чего зависит объем предоставляемой отчетности? Нужно ли сдавать нулевую отчетность, если отсутствуют показатели в форме? О том, как малому бизнесу разобраться в статотчетности, пойдет речь в нашем новом видео. Читайте также: https://rosco.su/consult/kakie-otchety-sdavat-v-statistiku-malomu-biznesu/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit