Компьютер и интернет прочно вошли в современную жизнь человека. Электронный мир затронул различные сферы жизни: духовную, социальную, экономическую. Появилась даже цифровая валюта. Сфера услуг также переходит в Интернет. Особое внимание в настоящее время уделяется и телемедицине. Это вызов времени. Актуальность телемедицины возросла с пандемией COVID – 19 и таким явлением как «самоизоляция».
Что же такое телемедицина и как она работает?
Простым языком телемедицина – это получение медицинской помощи дистанционно по Интернету. Звучит необычно и странно. Но это юридический факт и такое возможно.
Технически для получения медицинской помощи по Интернету необходима регистрация в специальной системе идентификации и аутентификации Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИС) (портал Госуслуг).
ПРАВА ПАЦИЕНТА ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Это требование закона (пункт 1, 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). И связано это требование с тем, что информация о состоянии здоровья – это врачебная тайна, которая охраняется законом. Паспортные данные пациента, его имя, пол, возраст – это персональные данные и также охраняются законом. Поэтому, передача такой информации через Интернет требует специальной системы защиты. За нарушение этих требований установлена административная и уголовная ответственность. Нарушителя ждут серьезные разбирательства в суде и правоохранительных органах.
Например, для медицинской помощи нельзя использовать программы WhatsApp, Skype или Telegram. Передача медицинских документов при помощи данных ресурсов, а также электронной почты невозможна. Никакой обмен СМС-ками между врачами также недопустим. Это чревато уголовной ответственностью по части 2 статьи 137 Уголовного кодекса РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни». Потерпевшая сторона также может предъявить судебный иск. На практике уже имеют место случаи разбирательств.
Сделаем оговорку. Результаты медицинских исследований, другие медицинские документы можно передать пациенту по электронной почте только с письменного согласия самого пациента. Для этого в договоре или информированном согласии на медицинское вмешательство делается специальная оговорка. Такая оговорка может быть сделана и в запросе на выдачу медицинской документации.
Никакого дистанционного консультирования или наблюдения (мониторинг состояния) пациента по телефону закон не предусматривает.
Какую помощь можно получить через Интернет?
Например, можно ли вылечить через Интернет перелом или провести хирургическую операцию по удалению аппендицита? А роды принять? С позиции здравого смысла, очевидно, что нет. У технологий даже самых современных есть свой предел.
По Интернету закон допускает проводить только:
-
консультации
-
дистанционное наблюдение за состоянием здоровья.
Для наблюдения врачи используют специальное оборудование и данные ЕГИС.
По закону постановка диагноза дистанционно невозможна.
Через экран компьютера врач не может адекватно оценить параметры, необходимые для постановки диагноза (например, цвет кожного покрова, дыхание, сердцебиение и пр.). Да, и где гарантия, что те данные, которые передает пациент дистанционно соответствуют реальному состоянию его здоровья?
Консультирование и дистанционное наблюдение назначаются только после очного приема (осмотра, консультации).
При проведении дистанционных консультаций лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения при условии установления диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации).
Дистанционно врач может производить сбор и анализ жалоб пациента, данных анамнеза, оценивать эффективность лечебно-диагностических мероприятий. По Интернету врач может принять решение о проведении очного приема (часть 2 статьи 36.2. Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (утвержден Приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н) дает возможность дистанционно оказать медицинскую помощь в следующих форматах:
-
между врачом и пациентом;
-
между врачом и врачом;
-
между врачом, пациентом и врачом.
Первый способ взаимодействия практически не применяется.
Последний способ в настоящее время получил самое широкое распространение, поскольку позволяет обеспечить объективность и достоверность передачи информации. Этот способ используется, например, когда врачам одного учреждения необходимо получить консультацию врачей другого учреждения в сложном случае, или когда в учреждении отсутствует необходимый профильный специалист.
Медицинская помощь по Интернету подлежит документальному оформлению.
При получение медицинской помощи по Интернету пациент дает информированное добровольное согласие.
Врачом оформляется вся необходимая медицинская документация. Все консультации фиксируются в медицинской документации с применением усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.