Ломбарды. Актуальные вопросы налогообложения

Порядок налогообложения ломбардов имеет ряд особенностей в силу специфики данной деятельности. Поэтому, перед тем как рассматривать налоговые аспекты, необходимо иметь четкое представление о принципах работы ломбардов, видах разрешенной деятельности.

Деятельность ломбардов регулируется нормами Федерального закона от 19.07.07 г. № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон № 196-ФЗ) и ГК РФ.

Как следует из положений п. 1 ст. 2 Закона № 196-ФЗ, ломбардом может быть только юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, т. е. индивидуальный предприниматель не вправе осуществлять ломбардную деятельность.

Основными видами деятельности ломбардов являются:

  • предоставление краткосрочных займов гражданам; 
  • хранение вещей.
Ломбардам запрещается заниматься какими-либо иными видами предпринимательской деятельности кроме перечисленных и оказания консультационных и информационных услуг (п. 4 ст. 2 Закона № 196-ФЗ).

Таким образом, основными договорами, с которыми имеет дело бухгалтер при учете ломбардных операций, являются договоры займа и хранения.

По договору займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) – заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога (п. 1 ст. 7 Закона № 196-ФЗ).

Договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета (п. 4 ст. 7 Закона № 196-ФЗ), который является бланком строгой отчетности (БСО). Залоговый билет – основной первичный учетный документ в деятельности ломбардов.

Согласно п. 5 ст. 7 Закона № 196-ФЗ залоговый билет должен содержать следующую информацию:

  • наименование, адрес (место нахождения) ломбарда;
  • фамилия, имя, отчество заемщика;
  • наименование и описание заложенной вещи;
  • стоимость оценки заложенной вещи;
  • размер займа;
  • процентная ставка по займу;
  • дата и срок предоставления займа с указанием даты его возврата;
  • возможность и порядок досрочного (в том числе по частям) погашения займа;
  • согласие или несогласие заемщика на то, что в случае неисполнения им обязательства, предусмотренного договором займа, обращение взыскания на заложенную вещь осуществляется без совершения исполнительной надписи нотариуса;
  • иные сведения.

Возникает вопрос, может ли ломбард самостоятельно заказать изготовление типографским способом БСО, соблюдая обязательные реквизиты?

В письме Минфина России от 29.06.15 г. № 03-01-15/37230 «О форме БСО «Залоговый билет» разъясняется, что для организаций, оказывающих услуги по кредитованию граждан под залог принадлежащих им вещей и по хранению этих вещей, приказом Минфина России от 14.01.08 г. № 3н были утверждены формы БСО «Залоговый билет» и «Сохранная квитанция», которые применяются при оказании услуг ломбардами.

Постановлением Правительства РФ от 6.05.08 г. № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее – Положение), в котором установлены порядок осуществления таких расчетов в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, который приравнен к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения этих бланков.

Реквизиты, которые должен содержать БСО, приведены в п. 3 Положения. Следовательно, организация, оказывающая услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (ККТ), вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны присутствовать установленные реквизиты, т.е. утверждать форму такого документа в Минфине России не требуется.

АУДИТ - Аудиторская консультация АУДИТ - Аудиторская консультация
Однако в пп. 5 и 6 Положения предусмотрены некоторые исключения, применяемые к организациям, оказывающим услуги населению, для которых были утверждены БСО:

  • Минфином России в период с 12.04.05 г. до 19.05.08 г. (во время действия «старого» Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.05 г. № 171);
  • другими уполномоченными ведомствами – в период до 19.05.08 г.

Такие организации могут использовать утвержденные формы бланка, а не разрабатывать другие самостоятельно. В бухгалтерских программах (например, 1С:Предприятие 8. ВДГБ: Ломбард 3), применяемых в ломбардах, предусмотрена форма БСО, утвержденная приказом Минфина России № 3н.

Сумма обязательств заемщика перед ломбардом включает в себя (п. 1 ст. 8 Закона № 196-ФЗ) сумму предоставленного займа и проценты за пользование им. При этом проценты начисляются за период фактического использования займа в соответствии с процентной ставкой, установленной в договоре займа. Периодом фактического пользования займом считается время с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом (либо продажи ломбардом заложенной вещи).

По договору хранения гражданин (физическое лицо) – поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи (п. 1 ст. 9 Закона № 196-ФЗ).

Договор хранения удостоверяется выдачей поклажедателю именной сохранной квитанции, другой ее экземпляр остается в ломбарде. Сохранная квитанция также является БСО.

Таким образом, использование бланков строгой отчетности (залоговый билет и сохранная квитанция) позволяет ломбардам вести учет денежных средств без применения ККТ.

Выбор системы налогообложения

На основании п.п. 7 п. 3 ст. 346.12 НК РФ ломбарды не вправе использовать упрощенную систему налогообложения. Что касается применения системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности при реализации невостребованной вещи, то необходимо отметить следующее.

В п. 5 ст. 358 ГК РФ определено, что в случае невозвращения в установленный срок суммы займа, обеспеченного залогом вещей, ломбард по истечении льготного месячного срока вправе продать это имущество в порядке, предусмотренном Законом № 196-ФЗ.

В соответствии с положениями ст. 13 Закона № 196-ФЗ целью реализации невостребованной вещи является удовлетворение требований ломбарда к заемщику или поклажедателю в размере, определяемом согласно условиям договора займа или договора хранения на день продажи невостребованной вещи.

Поскольку денежные средства, поступающие ломбарду после реализации невостребованной вещи, получены в счет погашения обязательства заемщика по возврату займа и уплате процентов, операции по продаже заложенного имущества являются совокупной частью услуг, оказываемых ломбардами.

Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м2 по каждому объекту организации торговли (п.п. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Розничная торговля – это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ). Однако операции по продаже невостребованных вещей в ломбардах вне зависимости от форм такой реализации розничной куплей-продажей не являются и, следовательно, обложению ЕНВД не подлежат.

Таким образом, согласно законодательству о налогах и сборах ломбарды не имеют права применять систему налогообложения в виде ЕНВД, в том числе при реализации невостребованных предметов залога. Арбитражная практика подтверждает правомерность данных выводов (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2.02.15 г. № А19-10766/2014).

Налог на добавленную стоимость

Как было отмечено, основным видом деятельности ломбарда является предоставление краткосрочных займов гражданам, операции по которому не подлежат обложению НДС на основании п.п. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ. Поэтому доходы в виде процентов от оказания услуг по предоставлению займа также не облагаются НДС.

Соответствующим операциям присвоен код 1010292, который приведен в приложении № 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденному приказом ФНС России от 29.10.14 г. № ММВ-7-3/558@.

Операции по предоставлению краткосрочных займов гражданам отражаются ломбардами в разделе 7 декларации по НДС.

Как следует из п. 6 ст. 88 НК РФ, при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщики обязаны представлять документы, подтверждающие право на применение налоговых льгот. При этом возникает вопрос о правомерности истребования налоговыми органами таких документов.

Как отмечено в п.14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 г. № 33, в случае применения указанной нормы необходимо использовать понятие «налоговая льгота» в смысле, определенном в п. 1 ст. 56 НК РФ, согласно которой льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Другими словами, под действие п. 6 ст. 88 НК РФ подпадают те перечисленные в ст. 149 НК РФ освобожденные от налогообложения операции, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.

Вместе с тем не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения на основании п. 2 ст. 146 НК РФ или освобождаемым от налогообложения согласно ст. 149 НК РФ, если целью освобождения не являлось предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

Проанализируем некоторые судебные решения в части осуществления ломбардом операций, которым присвоен код 1010292 «Операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО».

Постановление ФАС Уральского округа от 24.02.15 г. № А71-6132/2014

Поскольку в п.п. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО) предусмотрены специальные правила налогообложения соответствующих операций, а не нормы об освобождении определенной категории лиц от уплаты налога, то заявителем в налоговых декларациях налоговые льготы использованы не были, в связи с чем налоговый орган не вправе был истребовать у заявителя документы, указанные в требованиях.

Решение арбитражного суда Ростовской области от 30.06.14 г. № А53-7421/2014

В разделе 7 декларации по НДС заявлена налоговая база по коду операции 1010292 «Операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО». Такая реализация, не признаваемая объектом обложения НДС, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы согласно ст. 56 НК РФ применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, суды поддерживают налогоплательщиков в праве не представлять документы по коду 1010292, поскольку применяемая льгота не предназначена только для определенной категории лиц.

Ломбарды могут оказывать услуги по хранению, консультационные и информационные услуги, хотя на практике они не получили широкого распространения. Такие услуги подлежат обложению НДС в общем порядке на основании п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Иными словами, если ломбард осуществляет одновременно операции по предоставлению краткосрочных займов гражданам (не облагаются НДС) и оказывает услуги по хранению (облагаются НДС), то необходимо вести раздельный учет НДС облагаемых и не облагаемых операций (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Сложные вопросы возникают относительно обложения НДС операций по реализации невостребованных вещей в ломбарде.

В случае невозвращения в установленный срок суммы займа, обеспеченного залогом вещей, ломбард по истечении месячного срока вправе продать это имущество в порядке, установленном Законом № 196-ФЗ (п. 5 ст. 358 ГК РФ).

После реализации невостребованных вещей требования ломбарда к залогодателю погашаются, даже если сумма выручки от реализации заложенного имущества недостаточна для полного удовлетворения требований. При этом нужно помнить, что ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными вещами, так как право собственности на заложенные вещи к ломбарду не переходит (п. 3 ст. 358 ГК РФ, п. 5 ст. 2 Закона № 196-ФЗ). В подобных случаях операции не подлежат обложению НДС, поскольку реализацией товаров является передача на возмездной основе права собственности на них, что при продаже невостребованных вещей не происходит (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Однако на практике может возникнуть и обратная ситуация: после продажи невостребованной вещи величина обязательств заемщика (поклажедателя) перед ломбардом может быть ниже суммы, вырученной от реализации данной вещи (либо суммы ее оценки). В этом случае ломбард обязан возвратить заемщику (поклажедателю) соответствующую разницу (пп. 4, 5 ст. 13 Закона № 196-ФЗ). Если в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи заемщик (поклажедатель) не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, они обращаются в доход ломбарда.

Рассматривая подобные ситуации, представители финансового ведомства неоднократно отмечали, что денежные средства в размере указанной разницы включаются ломбардом в налоговую базу по НДС. Это справедливо, поскольку согласно п. 1 ст. 156 НК РФ в случае реализации залогодержателем в установленном законодательством РФ порядке предмета невостребованного залога, принадлежащего залогодателю, налоговая база определяется как сумма дохода, полученная им в виде вознаграждения (любых иных доходов).

Иначе разница между суммой доходов, вырученных залогодержателем, и размером обеспеченного залогом требования к залогодателю, если указанная разница не возвращается последнему, является объектом обложения НДС (письма Минфина России от 25.11.14 г. № 03-07-11/59769, от 12.10.12 г. № 03-07-07/101). При этом ломбард наряду с остальными организациями имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Для того чтобы воспользоваться таким освобождением, у ломбарда за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не должна превышать в совокупности 2 млн руб. (ст. 145 НК РФ).

Налог на прибыль

Для ломбардов прибылью являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ).

К доходам относятся:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ).

В случае предоставления краткосрочных займов гражданам у ломбардов возникают доходы в виде процентов, полученных по договорам займа. Такие доходы в целях исчисления налога на прибыль относятся к внереализационным (п. 6 ст. 250 НК РФ, письма Минфина России от 7.12.11 г. № 03-03-06/1/811, УФНС России по г. Москве от 22.11.11 г. № 16-15/112959@).

В соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ при использовании метода начисления доход в виде процентов (по договорам займа, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период) признается полученным и включается в состав соответствующих доходов ежемесячно на последнее число соответствующего отчетного периода вне зависимости от фактического поступления в их оплату денежных средств или иного имущества (письмо Минфина России от 7.12.11 г. № 03-03-06/1/811).

При оказании информационных и консультационных услуг у ломбардов также возникает налогооблагаемый доход. В случае применения метода начисления датой получения такого дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (п. 1 ст. 271 НК РФ).

Доходом также являются денежные средства, поступившие ломбарду после реализации невостребованной заемщиком вещи в счет погашения обязательства заемщика по возврату займа (уплате процентов) либо в качестве вознаграждения за хранение вещи.

По общему правилу доходы в виде средств (или иного имущества), полученных по договорам займа, а также полученных в счет погашения таких заимствований, не признаются доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль организаций (п.п.10 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом обращенные в доход ломбарда (на основании п. 5 ст. 13 Закона № 196-ФЗ) денежные средства учитываются при исчислении налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов (п. 18 ст. 250 НК РФ).

Денежные средства, полученные ломбардом после реализации невостребованной вещи, в части, направляемой на уплату процентов заемщика по договору займа, относятся к внереализационным доходам и облагаются налогом на прибыль организаций (п. 6 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 23.04.12 г. № 03-11-09/30).

Однако на практике нередки ситуации, когда средств от продажи предмета залога недостаточно для погашения задолженности заемщика перед ломбардом. В подобных случаях в налоговом учете возникает убыток, который признается внереализационным расходом ломбарда (п. 2 ст. 266, п.п. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт Компании  «РосКо – Консалтинг и аудит» 
ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА № 39, 29 октября 2015 года