За 2021 год в России прекратило свою деятельность более 158 тыс. коммерческих организаций. Это рекордный показатель с 2013 года. Количество закрытых ООО Москвы каждый год возрастает в несколько раз. В среднем, закрывающихся компаний в столице каждый год в 2,7 раза больше, чем открывающихся.
Причины понятны – пандемия, постоянные ограничения, отсутствие клиентов и, как следствие, регулярной прибыли. Если решение о ликвидации компании уже принято, необходимо досконально изучить нюансы процедуры, для исключения негативных последствий в будущем.
Процедура ликвидации ООО регулируется нормами гражданского закона, а также положениями Закона «Об ООО» от 08.02.1998 №14-ФЗ и главой 7 ФЗ №129 от 08.08.2001 года. «О регистрации юридических лиц и ИП». После завершения ликвидации Общества, переход прав и обязанностей к другим лицам невозможен – когда мы закроем ООО организация полностью прекратит свое существование (ст. 57 Закона «Об ООО» от 08.02.1998 №14-ФЗ).
С чего начать закрытие ООО?
Процедура ликвидации ООО ограничена по времени. По закону, этот период составляет один год. Если за отведенное время завершить все ликвидационные дела не получилось, продлевать срок придется в судебном порядке и не более чем на полгода (п.6 ст.57 Закона «Об ООО» от 08.02.1998 года №14-ФЗ). Поэтому очень важно начать процесс правильно, во избежание проблем в будущем.
Перед окончательным принятием решения о ликвидации и инициировании данной процедуры, необходимо провести аудит договорных отношений с партнерами и сотрудниками фирмы. На практике нередко обнаруживаются незавершенные вопросы или споры. Если существующие разногласия дойдут до суда, процедуру ликвидации не получится завершить до разрешения этих споров.
Получается, что ликвидация была инициирована зря, и сначала необходимо было урегулировать внутренние проблемы компании. Если ситуация критичная – есть множество судебных исков, больших долгов, образовавшихся на протяжении долгого времени, возможно, речь будет идти уже о принудительном закрытии и признания компании банкротом. Данная процедура проходит только в судебном порядке.
Альтернативным вариантом закрытия ООО может стать ее продажа третьему лицу. Однако необходимо понимать: любая ответственность за нарушения (включая и уголовные), допущенные прежними собственниками до момента ликвидации компании, сохраняется и после проведенной ликвидации. По решению Федерального Арбитражного Суда Московской области по делу А41-40552/09 предыдущий собственник фирмы был привлечен к ответственности за несвоевременное исполнение обязательств, несмотря на то, что официально в ЕГРЮЛ уже содержались сведения о новом владельце ООО.
Какие процедуры необходимы для добровольного закрытия ООО?
Основные этапы закрытия ООО будут включать в себя:
-
Принятие участником или участниками ООО решения о ликвидации компании. На общем собрании назначается ликвидационная комиссия и ответственный ликвидатор.
-
Оповещение налогового органа о начале процедуры закрытия. Сделать это необходимо в течение 3 дней. Уведомление готовится в письменном виде, по форме Р15016 (приказ ФНС России от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@) и заверяется нотариально. Возможна также электронная подача, но тогда для заверения потребуется ЭЦП.
-
Публикация сведений о закрытии компании в Вестнике государственной регистрации.
-
Официальное оповещение кредиторов, наемных работников организации и службы занятости. Сделать это необходимо не позднее, чем за 2 месяца до начала процедуры ликвидации. При планировании массовых увольнений (20-30 человек) данный период увеличивается до 3 месяцев.
-
Предоставление промежуточного ликвидационного баланса в комплекте с заявлением по форме Р15016 в налоговую организацию.
-
Проведение расчета с сотрудниками и кредиторами (на основании ст.64 ГК РФ). Прежде всего, должны быть удовлетворены требования граждан, перед лицом которых компания ответственна за причинение вреда жизни или здоровью. Далее производится оплата труда и положенных пособий остальным сотрудникам, исполнявшим свои функции по заключенным трудовым договорам.
-
Перечисление средств в бюджет государства, а также во внебюджетные фонды.
-
Направление окончательного ликвидационного баланса с заявлением по форме Р15016 в налоговую. По действующим правилам, утверждение баланса проводит учредитель, поэтому в нем должна присутствовать соответствующая отметка, либо приложен отдельный документ об утверждении.
К необязательным действиям, которые все же желательно выполнить, относится:
-
закрытие счетов;
-
снятие кассовой техники с учета;
-
передача бумаг в архив и уничтожение тех документов, хранение которых не требуется.
-
уничтожение печати организации.
Факт уничтожения печати и документов фиксируется в соответствующем акте. За намеренное уничтожение бумаг, срок хранения которых еще не закончился, действующими нормами предусматривается уголовная ответственность, поэтому действовать здесь необходимо аккуратно. При наличии сомнений в сроках хранения – лучше все же сдать документы в архив.