Продолжаем комментировать внесенные Законом №150-ФЗ изменения в I и II часть НК РФ.
Изменения в части добровольного декларирования активов и счетов
Порядок добровольного декларирования своих активов и счетов в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 г. №140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту - Закон №140-ФЗ) был освещен в статье «Налоговая индульгенция. Перезагрузка отношений с государством».
Напомним, что Закон №140-ФЗ предполагает добровольное декларирование физическими лицами своего имущества и счетов (вкладов) в банках за пределами РФ путем представления в налоговый орган соответствующей налоговой декларации. Статьей 2 Закона №140-ФЗ введено понятие номинального и фактического владельца имущества. Номинальные владельцы имущества, прежде всего, используются с целью обеспечения конфиденциальности истинного владельца имущества в офшорных компаниях.
В целях реализации положений Закона №140-ФЗ об амнистии активов и счетов (вкладов) в банке соответствующие корректировки внесены Законом №150-ФЗ. Передача имущества от номинального владельца к его фактическому владельцу освобождена от налогообложения (пп.8.2 п.3 ст.39 НК РФ). Соответственно, не признается доходом получение такого имущества его фактическим владельцем, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Законом №140-ФЗ (п.2 ст.41 НК РФ).
При добровольном декларировании активов и счетов (вкладов) в банках взыскание налога с декларанта не производится при условии, если обязанность по уплате налога возникла у декларанта и (или) иного лица в результате совершения до 1 января 2015 года операций, связанных:
- с приобретением (формированием источников приобретения) имущества;
- использованием либо распоряжением имуществом и (или) КИК, информация о которых содержится в специальной декларации;
- с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации (п.2.1 ст.45 НК РФ).
То есть Законом №150-ФЗ обеспечена защита от взыскания неуплаченного налога при подаче специальной декларации, но только в отношении нарушений, совершенных декларантом и (или) номинальным владельцем активов и счетов (вкладов) в банке до 1 января 2015 г.
При рассмотрении материалов дела о налоговом правонарушении не допускается использование доказательств, полученных на основании специальной декларации и прилагаемых к ней документов и сведений (п.4 ст.101 НК РФ).
И, соответственно, дополнения внесены в п.8 ст.102 НК РФ в части сведений, составляющих налоговую тайну. Информация, содержащаяся в специальной декларации и прилагаемых к ней документах (сведениях), признается налоговой тайной, разглашение которой являются основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Кроме того, специальная декларация и прилагаемые к ней документы и (или) сведения, не может являться основой для проведения камеральной и выездной налоговых проверок (п.1 ст.88 НК РФ, п.2 ст.89 НК РФ).
Изменения в части уплаты акцизов
Напомним, что налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при совершении ряда операций, таких как:
- реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли;
- ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории РФ;
- передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь в пределах норм естественной убыли (пп.4 п.1 ст.183 НК РФ).
Для реализации права на освобождение от уплаты акциза в части вышеприведенных операций налогоплательщик должен представить в налоговый орган банковскую гарантию (п.2 ст.184 НК РФ). Законом №150-ФЗ ст.184 НК РФ дополнена п.2.1, в котором предусмотрено применение права на освобождение от уплаты акциза без предоставления банковской гарантии, но при соблюдении определенных условий.
Такое право могут реализовать налогоплательщики, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от обложения акцизами операций (без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента) составляет не менее 10 млрд рублей. Кроме того, со дня создания организации до дня подачи налоговой декларации по акцизам должно пройти не менее трех лет.
Банковская гарантия также не представляется налогоплательщиками - организациями, которые осуществляют производство подакцизных товаров на основании договора переработки давальческого сырья (материалов). Условия для непредставления банковской гарантии следующие (п.2.1 ст.184 НК РФ):
- у собственника сырья (материалов) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций (без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента), составляет не менее 10 млрд рублей;
- налогоплательщиком представлен в налоговый орган документ, выданный собственнику сырья (материалов) налоговым органом, который подтверждает уплату собственником сырья (материалов) налогов в сумме не менее 10 млрд рублей за указанный период.
При этом освобождение от уплаты акцизов без представления банковской гарантии предоставляется только в части количества подакцизных товаров, принадлежащих собственникам сырья (материалов).
Законом №150-ФЗ уточнены сроки представления в налоговый орган пакета документов для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при вывозе подакцизных товаров за пределы РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта и подлежащих возмещению.
Документы представляются в налоговый орган (независимо от того предоставляется банковская гарантия или нет) по месту учета налогоплательщика в течение шести месяцев, исчисляемых с 25-го числа месяца, в котором возникает обязанность представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата освобожденных от акцизов операций (п. 7 ст. 198 НК РФ).
В перечне необходимого пакета документов отсутствуют платежные документы, подтверждающие фактическое зачисление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке (пп.2 п.7 ст.198 НК РФ утратил силу).
Данное новшество уже действует с 1 июля 2015 г. (п.3 ст.5 Закона №150-ФЗ).
Изменения в части порогового значения выручки для уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
В соответствии со ст. 286 НК РФ установлены три способа исчисления авансовых платежей:
- ежемесячные, начисленные от фактической прибыли;
- ежеквартальные, начисленные исходя из прибыли, полученной за квартал, полугодие и 9 месяцев;
- ежемесячные, начисленные исходя из суммы авансов за предыдущий квартал.
Напомним, что сейчас налогоплательщики могут уплачивать квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода, если средняя величина доходов по итогам одного из кварталов не превышает десять миллионов рублей (п.3 ст.286 НК РФ). Начиная с первого месяца квартала, в котором произошло данное превышение, налогоплательщик обязан перейти на ежемесячную уплату платежей по налогу на прибыль (п. 2 ст. 286 НК РФ).
В целях определения предельной величины доходов используется показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав по данным налогового учета без учета НДС и акцизов (ст.249 НК РФ). Внереализационные доходы в расчете показателя предельной величины выручки не участвуют.
С 1 января 2016 г. такой порог будет увеличен с 10 млн рублей до 15 млн рублей (п.9 ст.2 Закона №150-ФЗ).
Воспользоваться новым пороговым значением налогоплательщики могут в I квартале 2016 г. по аналогии с уже имевшим место повышением предельной выручки с 3 млн рублей до 10 млн рублей с 1 января 2011 г. (Письмо ФНС РФ от 14.04.2011 г. №КЕ-4-3/5985).
При определении предельной величины выручки необходимо учитывать данные последовательно идущих четырех кварталов, предшествующих периоду сдачи отчетности (Письма Минфина РФ от 21.09.2012 г. №03-03-06/1/493, от 24.12.2012 г. №03-03-06/1/716).
ПРИМЕР №1.
Доходы от реализации, определенные в соответствии со ст. 249 НК РФ, составили следующие величины:
Период |
Выручка (без НДС и акцизов), в рублях |
I квартал 2015 г. |
16 000 000 |
II квартал 2015 г. |
15 000 000 |
III квартал 2015 г. |
14 000 000 |
IV квартал 2015 г. |
14 000 000 |
ИТОГО: |
59 000 000 |
Размер дохода за предыдущие четыре квартала в среднем не превысил 14 750 000 руб. (59 000 000 рублей / 4 кв.), несмотря на то, что в I квартале 2015 г. доход от реализации составил 16 000 000 рублей. Таким образом, налогоплательщик имеет право уплачивать ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль уже с I квартала 2016 г.
В случае увеличения доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав в последующих кварталах налогоплательщик должен перейти на ежемесячную уплату авансовых платежей внутри квартала.
В связи с этим возникает вопрос о необходимости направления сообщения (уведомления) в налоговую инспекцию о переходе на ежеквартальную уплату авансовых платежей по налогу на прибыль. Сразу отметим, что действующее законодательство не содержит такого требования, обязанность информировать налоговую инспекцию возникает только при выборе (переходе) на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. В этом случае налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей (п.2 ст.286 НК РФ).
В то же время, если налогоплательщик в предыдущих отчетных (налоговых) периодах перечислял авансовые платежи внутри квартала, то, не получив по сроку оплаты ежемесячный авансовый платеж, у налогового органа могут возникнуть вопросы о причинах такой неуплаты авансовых платежей. Во избежание подобных ситуаций, налоговые органы рекомендуют налогоплательщикам сообщать в налоговую инспекцию об изменении им порядка уплаты авансовых платежей для исключения вопросов о причине неуплаты в I квартале ежемесячных авансовых платежей, начисленных исходя из данных налоговой декларации за 9 месяцев (Письмо ФНС РФ от 13.04.2010 г. №3-2-09/46).
Еще одно нововведение касается вновь созданных организаций.
Напомним, что сейчас вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка от реализации не превышает один млн рублей в месяц либо три млн рублей в квартал (п.5 ст.287 НК РФ).
С 1 января 2016 г. такие организации смогут уплачивать авансовые платежи ежеквартально, если выручка от реализации не превысит 5 млн рублей в месяц либо 15 млн рублей в квартал (п.10 ст.2 Закона №150-ФЗ).
Изменения в части признания имущества амортизируемым
Изменения коснулись и лимита признания имущества амортизируемым. Прежде всего, напомним, что относится к амортизируемому имуществу. К амортизируемому имуществу относятся основные средства и нематериальные активы (п.1 и п.3 ст. 257 НК РФ), а также капитальные вложения в неотделимые улучшения в арендованные (либо полученные в пользование) объекты основных средств (п. 1 ст. 256 НК РФ).
В настоящее время амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей (п.1 ст.256 НК РФ).
Благодаря внесенным поправкам лимит для признания имущества амортизируемым увеличился до 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).
На практике это означает, что если после 1 января 2016 г. введено в эксплуатацию имущество первоначальной стоимостью 100 000,01 рубля (без учета НДС), то расходы на приобретение такого имущества учитываются в составе материальных расходов, т.е. в порядке, определенном пп.3 п.1 ст.254 НК РФ (п. 7 ст. 2, п. 7 ст. 5 Закона №150-ФЗ).
Амортизируемое имущество, введенное в эксплуатацию до 1 января 2016 г., учитывается по старым правилам, то есть амортизируется до момента погашения полной стоимости.
Данные нововведения касаются не только налогоплательщиков, находящихся на общей системе налогообложения, но и «упрощенцев».
Напомним, что по правилам бухгалтерского учета (п.5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденный приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. №26н) стоимостной порог имущества, которое можно не амортизировать, составляет 40 000 рублей.
ПРИМЕР №2.
Организация приобрела оборудование деревообрабатывающее для производства мебели (ОКОФ - 14 2922643) первоначальной стоимостью 70 000 рублей (без учета НДС).
Оборудование включено в четвертую амортизационную группу (согласно Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ от 01.01.2002 г. №1, ОКОФ 14 2922643), установленный срок полезного использования основного средства - 6 лет. Оборудование введено в эксплуатацию в январе 2016 г.
Поскольку оборудование введено в эксплуатацию после 1 января 2016 г., то организация единовременно учла в составе материальных расходов в налоговом учете всю стоимость оборудования.
В бухгалтерском учете оборудование ежемесячно амортизируется:
70 000 рублей / 72 мес. = 972,22 рубля.
Содержание хозяйственной операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, в рублях |
В январе 2016 г.: |
|||
Отражена амортизация по введенному в эксплуатацию оборудованию |
20 |
02 |
972,22 |
Отражена временная разница и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство: 70 000 рублей х 20% = 14 000 рублей |
68 |
77 |
14 000 |
В феврале 2016 г. и последующие месяцы: |
|||
Погашена временная разница и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство: 972,22 рубля х 20% = 194,44 рублей |
77 |
68 |
194,44 |
То есть до тех пор, пока не будет внесено изменение в абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете налогоплательщиков будут возникать временные разницы в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №114н в отношении активов первоначальной стоимостью от 40 000 рублей и до 100 000 рублей включительно.