КТО ДОЛЖЕН ОТЧИТАТЬСЯ О ВАЛЮТНЫХ СЧЕТАХ ЗА РУБЕЖОМ?

О штрафах за несвоевременное уведомление ФНС России

Ряд российских граждан (от студентов до олигархов) имеют валютные счета (вклады) за рубежом, и, чтобы принять решение, отчитываться перед ФНС России или нет, необходимо знать о последствиях, с которыми можно столкнуться в обоих случаях. Проанализируем, в какие сроки и для кого возникает обязанность отчитаться перед налоговыми органами о таких счетах (вкладах) и какие возможны санкции за ее неисполнение?

Требование к гражданам отчитываться по зарубежным счетам возникло в результате поправок, внесенных постановлением Правительства РФ от 12.12.15 г. № 1365 «О порядке представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» в Федеральный закон от 10.12.03 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).

БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

Граждане РФ имеют право открывать счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ (п. 1 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Согласно нормам Федерального закона от 8.06.15 г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон № 140-ФЗ) физические лица – резиденты должны представить специальную декларацию и отчет в налоговую инспекцию по месту своего учета о движении денежных средства по зарубежным счетам и вкладам (письма ФНС России от 15.10.15 г. № ОА-4-17/18004@, Минфина России от 13.04.16 г. № 03-10-10/21088, от 22.09.15 г. № 03-0310/54214).

В случае если несколькими физическими лицами – резидентами открыт общий (совместный) счет в банке за рубежом, то отчет о движении средств по счету в иностранном банке представляется каждым таким физическим лицом – резидентом (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 14.06.16 г. № ОА-3-17/2664@). Данная кампания, проводимая государством, именуется как налоговая амнистия, поскольку предполагает соблюдение определенных гарантий физическим лицам со стороны государства.

Кто должен отчитаться

Прежде всего отметим, что не каждый гражданин РФ должен отчитаться о движениях по счетам (вкладам) в зарубежных банках. Такая обязанность возникает только у физических лиц – резидентов РФ. Причем понятие «резидент РФ» используется в значении, определяемом п.п. 6 п. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ, а не в понятии налогового законодательства. А понятия налогового резидента и резидента в целях применения положений валютного законодательства не совпадают (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 3.09.14 г. № ОА-3-17/2962).

Так, резидентами в целях применения валютного законодательства являются:

  • граждане РФ, кроме постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года (в том числе имеющих вид на жительство в нем) либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;
  • постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства.

Как подтвердить статус валютного резидента РФ

Статус подтверждается копией загранпаспорта физического лица, в котором имеются отметки органов пограничного контроля (пункта пропуска) о пересечении государственной границы РФ, копией вида на жительство или иного документа, подтверждающего постоянное проживание на территории иностранного государства. Статус валютного резидента РФ могут приобрести граждане, которые проживали в иностранном государстве не менее 365 (366) дней, но прервали данный срок пересечением территории РФ.

Обратите внимание! Для того чтобы вновь приобрести статус валютного нерезидента РФ, нужно находиться непрерывно в иностранном государстве не менее одного года. Такие разъяснения приведены Росфиннадзором и поддерживаются судебной практикой (Апелляционное определение Московского городского суда от 4.04.14 г. № 33-10871/14).

ВЕДЕНИЕ УЧЕТА ВЭД

Это означает, что практически все студенты, которые учатся за рубежом (как правило, учебный процесс длится менее одного года и студенты приезжают в Россию в учебный год), имеют статус валютного резидента РФ. А граждане РФ, которые постоянно проживают в иностранном государстве, но хотя бы один раз в год (даже на один день) приезжают в Россию, утрачивают статус валютного нерезидента со всеми вытекающими налоговыми последствиями, а также возможными нарушениями валютного законодательства.

Статус «резидента» РФ ограничивает граждан в части проведения определенных банковских операций.

Какие средства могут быть зачислены на банковский счет резидента РФ за рубежом

Перечень разрешенных операций по зачислению средств на зарубежных счетах приведен в ст. 12 Закона № 173-ФЗ. Такими операциями являются:

  • начисленные проценты на остаток средств по банковским счетам (во вкладах);
  • денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада);
  • наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад);
  • денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады);
  • заработная плата и иные выплаты, связанные с выполнением физическими лицами – резидентами за рубежом своих трудовых обязанностей (по заключенным ими с нерезидентами трудовым контрактам);
  • оплата и (или) возмещения расходов работающим физическим лицам – резидентам, связанных с их служебными командировками;
  • выплаты по решениям судов иностранных государств (за исключением решений международного коммерческого арбитража);
  • пенсии, стипендии, алименты и иные выплаты социального характера;
  • страховые выплаты, осуществляемые страховщиками-нерезидентами;
  • возврат денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за товар, услугу.
БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета

Кроме того, на счета физических лиц – резидентов, открытых в банках, расположенных на территориях государств – членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены денежные средства от нерезидентов РФ в виде:

  • доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами территории РФ недвижимого и иного имущества физического лица – резидента;
  • грантов;
  • накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащих физическому лицу – резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги).

Важно!
Список стран, территорий и организаций, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, приведен на официальных сайтах: www.oecd.org и www.fatf-gafi.org.

Например, членами ОЭСР являются Германия, Италия, Турция, Швейцария, Люксембург. Членами ФАТФ являются Германия, Испания, Турция, Швеция и ряд других стран.

ОТКРЫТИЕ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ

Таким образом, денежные средства, не разрешенные к зачислению на зарубежный счет в банке, должны быть зачислены на валютный счет резидента в банке на территории РФ. В противном случае – физическое лицо может быть наказано за нарушение валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции).

Вот почему так важно знать статус физического лица–резидента (нерезидента) в целях соблюдения валютного законодательства.

ПРИМЕР

Физическое лицо – резидент РФ владеет недвижимостью в Болгарии и предоставляет ее в аренду нерезиденту РФ. На счет физического лица, открытого в банке Болгарии, поступает доход от сдачи имущества в аренду.

В этом случае физическое лицо – резидент РФ нарушает валютное законодательство, поскольку Болгария не является членом ОЭСР и (или) ФАТФ и ему грозит штраф по ст. 15.25 КоАП РФ – ѕ (75%) либо 1 (100%) от перечисленного рентного дохода. Кроме того, нельзя забывать о налоговых санкциях (НДФЛ по ставке 13% и штраф за неуплату налога в размере от 20 до 40% от суммы недоимки).

Для того чтобы избавиться от негативных последствий при осуществлении незаконных валютных операций (административный штраф, а также штраф за нарушение налогового законодательства), физическому лицу – резиденту РФ представляется возможность подать специальную налоговую декларацию.

Сведения, подлежащие декларированию

В представленной в налоговый орган специальной декларации физическое лицо должно отразить следующие сведения (п. 1 ст. 3 Закона № 140-ФЗ):

  • об открытых физическим лицом на дату представления декларации счетах (вкладах) в банках, расположенных за рубежом, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета;
  • о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем, а также представить описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.
АУДИТ - Аудитские услуги АУДИТ - Аудитские услуги

При этом о зарубежных счетах, открытых физическим лицом – резидентом РФ в период до 1.01.2015 г. и в отношении которых была исполнена обязанность по уведомлению налоговых органов по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов (п. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ), необходимость подачи специальной декларации отсутствует.

Вместе с тем на физических лиц – резидентов возложена обязанность по представлению налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 14.06.16 г. № ОА-3-17/2664@).

В том случае если у физического лица – резидента счет открыт в банке, расположенном в Крыму или Севастополе, то такой отчет не представляется (письмо Банка России от 7.08.14 г. № 12-1-4/1871).

Форма и содержание отчета

С 1 января 2015 г. физические лица–резиденты РФ обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета специальные отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (п. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

Отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ за 2015 г. представляется физическими лицами – резидентами в налоговые органы по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.12.15 г. № 1365.

Отчет можно сдать непосредственно в налоговую инспекцию по месту жительства физического лица, отправить по почте с уведомлением о вручении и описью вложения либо воспользоваться электронным сервисом ФНС России (направить отчет через личный кабинет налогоплательщика, подписав его электронной подписью).

Совместным приказом ФНС России и Минфина России от 18.05.16 г. № ММВ-7-6/326@ утверждены Методические рекомендации по приему и учету специальных деклараций.

Отчет состоит из 2 листов, в котором приводится информация:

  • Ф.И.О., данные паспорта физического лица – владельца счета;
  • наименование иностранного банка, в котором открыт счет (вклад);
  • страна местонахождения;
  • код страны;
  • реквизиты счета (вклада);
  • код валюты счета.

  • В табличной части отчета о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ отражаются сведения:
  • остаток средств на счете на начало отчетного периода;
  • остаток средств на счете на конец отчетного периода;
  • зачислено средств за отчетный период – всего;
  • списано средств за отчетный период – всего.

Количество листов отчета должен соответствовать числу открытых физическим лицом счетов (вкладов) в зарубежных банках.

Срок отчета

По общему правилу срок представления отчета – ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным периодом (с 1 января по 31 декабря). Однако до 1 июля 2016 г. продлен срок добровольного декларирования физическими лицами активов и банковских счетов за рубежом (информация ФНС России от 13.01.2016 г.).

Гарантии

Представив отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом до 1 июля 2016 г., физическое лицо – резидент РФ освобождается от уголовной ответственности при наличии оснований, предусмотренных п. 3 ст. 76.1 УК РФ, административной и налоговой ответственности (ст. 4 Закона № 140-ФЗ).

А с 1 января 2016 г. за непредставление отчета или иного нарушения порядка представления отчета будут применяться административные штрафы. Их размер предусмотрен п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Так, представление отчета по неустановленной форме либо с недостоверными сведениями будет наказываться наложением штрафа от 2 тыс. до 3 тыс. руб. Опоздание с представлением отчета будет наказываться штрафом от 300 до 500 руб. (при нарушении срока до 10 дней), от 2 тыс. до 3 тыс. руб. (при нарушении срока более 30 дней).

Резюме

Насколько продление срока добровольного декларирования простимулировало граждан сообщать о своих счетах (вкладов), открытых в зарубежных банках?

Официальная статистика налоговых органов пока отсутствует. Но, по утверждениям самих налоговиков, представление отчетов о вкладах (счетах) в зарубежных банках физических лиц (несмотря на простоту самого отчета) не носит массовый характер. Причин тому несколько.

Во-первых, физические лица – граждане РФ, долгое время проживающие за рубежом и ставшие по нашему Закону № 173-ФЗ резидентами РФ (разовый приезд в Россию), не владеют информацией о такой обязанности.

Во-вторых, несмотря на то что 12 мая 2016 г. в Пекине (на форуме Организации экономического сотрудничества и развития по вопросам налогового администрирования) Россия присоединилась к соглашению об обмене финансовой информацией, включающее в себя 80 стран, получить информацию сегодня о счете конкретного физического лица трудно. Исключение составляют лица, подозреваемые в противоправных действиях либо «отмывании» капитала.

Кроме того, реализация подписанного в Пекине соглашения начнется в 2018 г., а с учетом постоянно меняющегося российского законодательства этот срок кажется далеким.

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт, компания «РосКо – Консалтинг и аудит»
"ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА" N 24 (1259), 30 июня 2016 года