Карта компетенции: что это?

Услуги по теме
Кадровое делопроизводство
от 500 руб/мес
Подбор персонала
от 25 000 руб.
Любая должность предполагает наличие у сотрудника определенных навыков. Чтобы найти подходящих специалистов, эйчары часто используют «карты компетенции». Рассказываем, что это такое и как применить на практике.

Что такое карта компетенции?

Сотрудники сталкиваются с широким спектром профессиональных задач, которые нужно выполнить качественно и в срок. Для каждого вида работ требуется определенный комплекс знаний, навыков, личностных качеств и сформированных моделей поведения. Это и есть пресловутая «компетенция».

Карта компетенции (матрица компетенций или профессиональный портрет) — это набор знаний и навыков сотрудника, которые нужны работодателю для решения конкретных бизнес-задач.

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА НУЖНО ИЛИ НЕТ (ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ)

Не даром образовательные компании выстраивают целые системы компетенций для профессий, чтобы на их основе спроектировать оптимальные программы обучения. Таким же инструментом пользуются HR’ы.

Зачем нужны карты компетенций?

Карта компетенции (далее — КК) — один из важнейших инструментов, с помощью которых эйчары выстраивают работу по развитию кадрового потенциала. Такой документ помогает определить «самое слабое звено» в коллективе, которое нуждается в развитии или в замене.

КК может включать разные типы поведения и социальные роли, например:

  • умение работать в команде;

  • креативность;

  • целеустремленность;

  • клиентоориентированность.

Для каждой должности можно предусмотреть конкретный перечень навыков, на которые стоит ориентироваться при подборе и обучении кадров.

КАДРЫ -Кадровые услуги общие КАДРЫ -Кадровые услуги общие

Интересный факт: По данным опроса, проведенного hh.ru в 2020 году, работодатели целят больше всего такие навыки как: умение работать в команде — 8,9 баллов из 10, гибкость и способность оказывать услуги клиентам — по 8,5 из 10 каждый.

КК помогает в оценке соискателей без многократного составления профиля должности, требований, обязательных профессиональных и личностных качеств. С помощью матрицы компетенций можно не только найти подходящего соискателя, но и более эффективно использовать имеющийся кадровый потенциал.

Инструмент помогает:

  • выявить сильные и слабые стороны в бизнес-процессах;

  • составить релевантные должностные инструкции;

  • получить ценные данные для разработки системы мотивации с привязкой к конкретным KPI;

  • оптимизировать процесс найма кадров с учетом потребностей компании.

КК весьма популярны на Западе. Работодатели в России сосредоточены на поиске «готовых кадров». И лишь часть компаний предпочитают «выращивать» собственных специалистов и инвестировать в развитие их потенциала. А зря, ведь подобный подход себя оправдывает.

КАДРОВЫЕ УСЛУГИ

При этом важно заранее спрогнозировать способность к обучению. Не стоит исключать и риск того, что обученный сотрудник уйдет в компанию конкурента, где ему предложат более привлекательные условия по заработной плате. Поэтому кроме всего прочего важно развивать корпоративную культуру компании.

Процесс составления карты компетенции

Специалист в процессе составления КК выполняет следующие действия:

  1. Описывает рабочий процесс в общем и разбивает его на отдельные задачи.

  2. Составляет порядок действий (подзадач), которые необходимо выполнить сотруднику для решения каждой отдельно взятой задачи.

  3. Определяет перечень общих знаний, которые потребуются кадру для решения подзадач.

  4. Определяет перечень узкоспециализированных знаний в конкретной деятельности — так называемые hard skills.

  5. Составляет список инструментов и средств, необходимых для реализации подзадач.

  6. Определяет перечень конкретных навыков и способностей, которые потребуются кадру, чтобы применить полученные знания на практике.

На заключительном этапе определяются гибкие навыки и способности, которые помогут более эффективно выполнять работу. Важно, чтобы сотрудник умел работать не по заранее подготовленному алгоритму (скрипту), а действовать адекватно ситуации. Речь идет о развитых «мягких навыках».

Мы в соцсетях Мы в соцсетях

К soft skills можно отнести организованность, любознательность, способность к планированию и так далее.

При составлении карты компетенции необходимо ответить на три ключевых вопроса:

  • Что создает сотрудник? — Определить точный спектр задач, за решение которых будет отвечать каждый член команды.

  • Как и с кем он взаимодействует? — Большинство профессий требуют детальной проработки коммуникаций.

  • Какие задачи решает? — Сотрудники должны понимать, что от них требуется.

Чтобы сотрудник начал работать сразу после обучения, ему необходимо объяснить, как устроена корпоративная система, какое место он в ней занимает и в решение каких профессиональных задач он будет вовлечен.

На что стоит обратить особое внимание

Карту компетенций нельзя составлять, исходя только из общего описания вакансии. В таких описаниях могут содержаться лишние или абстрактные требования. Стоит подойти к вопросу с умом:

  • почитать аналитические статьи и обзоры;

  • получить обратную связь от экспертов;

  • изучить документы о рабочих процессах.

Только после серьезной подготовки можно составить структуру деятельности, которая будет соответствовать запросам бизнеса. Доверить эту непростую задачу стоит проверенному HR-специалисту.

Материалы по теме Материалы по теме

Таким образом, карта компетенций помогает составить полный «маршрут» действий: от старта обучения до овладения сотрудником всеми необходимыми навыками. При этом желательно основываться не только на собственном опыте и данных статистики, но и узнать мнение руководителей разных отделов работодателя и экспертов, чтобы получить более четкое представление о потребностях компании. При условии корректного составления КК, работодатель получит подходящих сотрудников, а текучесть кадров снизится.

Ключ к пониманию сотрудников: все о кадровом профайлинге
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Ключ к пониманию сотрудников: все о кадровом профайлинге
Услуги специалистов: https://rosco.su/kadry/podbor-personala/ Таймкоды: 00:00 Вступление 00:48 Какие технологии кадрового профайлинга существуют? 03:45 Как выбор технологии зависит от сферы деятельности? 04:32 Как правильно использовать профайлинг при подборе кандидатов? 05:45 Случаи, когда профайлинг «промахивался» В этом видео мы углубляемся в мир кадрового профайлинга – мощного инструмента, позволяющего эффективнее управлять персоналом, повышать производительность труда и создавать гармоничный коллектив. Кадровый профайлинг – это не просто анализ резюме или проведение собеседований. Это комплексный подход к пониманию потенциала сотрудников, их мотивации, предпочтений и возможностей для роста в рамках компании. В этом видео вы узнаете: - Что такое кадровый профайлинг и зачем он нужен – разбираем сущность метода и области его применения. - Этапы проведения кадрового профайлинга – от первичного анализа данных до разработки индивидуальных планов развития сотрудников. - Инструменты кадрового профайлинга – обзор основных инструментов и методик, используемых в профайлинге персонала. - Примеры успешного применения – изучаем кейсы, демонстрирующие, как кадровый профайлинг помог компаниям оптимизировать работу с персоналом. - Частые ошибки и их предотвращение – обсуждаем типичные подводные камни кадрового профайлинга и способы их избежать для максимально эффективного использования метода. Это видео будет полезно руководителям всех уровней, HR-специалистам, а также всем, кто заинтересован в современных методиках работы с персоналом и стремится к созданию максимально продуктивного рабочего пространства. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить еще больше полезных видео о управлении, развитии персонала и много других аспектах успешной организации работы компании! Читайте: https://rosco.su/consult/chto-takoe-kadrovyy-profayling-i-kak-ego-primenyat/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit
Что нужно знать об испытательном сроке?
Услуги специалистов: https://rosco.su/kadry/trudovye-spory/ В этом видео мы подробно рассказываем о таком важном этапе трудоустройства, как испытательный срок. Что такое испытательный срок, каковы его главные особенности, права и обязанности работника и работодателя - ответы на все эти вопросы ждут вас в нашем новом ролике. Мы разберем нюансы законодательной базы Российской Федерации о допустимой продолжительности испытательного срока, обязательности его проставления в трудовом договоре и возможности увольнения во время этого срока. Также проконсультируем, как правильно вести себя во время испытательного срока и на что нужно обратить внимание. Информация в видео актуальна для соискателей, только начинающих свой трудовой путь, так и для опытных специалистов, планирующих сменить рабочее место. Перед просмотром не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Спасибо, что остаетесь с нами, желаем вам успешного просмотра! Таймкоды: 00:00 Вступление 00:50 А для всех ли новичков можно устанавливать испытательный срок? 02:29 Сколько можно «испытывать» сотрудника? 03:39 Какие периоды не входят в испытательный срок? 04:52 Можно ли уменьшать зарплату на период испытательного срока? 05:41 Как документально оформить условие об испытательном сроке? Читайте: https://rosco.su/press/chto-nuzhno-znat-ob-ispytatelnom-sroke/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit
Гендерное неравенство при трудоустройстве в России: статистика, проблемы и пути их решения
Услуги специалистов: https://rosco.su/kadry/trudovye-spory/ Таймкоды: 00:00 Вступление 00:42 Статистика по трудоустройству женщин 01:29 Типичные женские профессии 02:58 Гендерная структура 04:06 Как различаются заработки женщин от мужчин и от чего они зависят? 06:42 Статистика зарплат по регионам 07:23 Главные причины неравенства в оплате труда 08:56 Как сократить гендерное неравенство? В Счетной палате Российской Федерации сообщили, что на рынке труда по сей день наблюдается гендерная сегрегация. В отраслях с меньшими средними заработными платами традиционно превалируют женщины. Рассказываем, в каких сферах занятости больше всего женщин, какой разрыв между женскими и мужскими зарплатами, о причинах гендерного неравенства в стране и о том, как с ним бороться. Читайте также: https://rosco.su/press/gendernoe-neravenstvo-pri-trudoustroystve-v-rossii-statistika-problemy/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit