Когда спорная ситуация заходит в тупик, стороны нередко грозят друг другу прокуратурой. И это в целом верно, поскольку в полномочия этой властной структуры входит надзор за исполнением всех без исключения законов РФ, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Но когда от угроз дело переходит к непосредственному обращению в органы прокуратуры, заявители зачастую сталкиваются со множеством трудностей. В какой форме написать жалобу? Как ее подать? Что делать дальше? Эти и другие вопросы разбираем в данной статье.
1. На кого и когда можно пожаловаться?
Предприниматели чаще всего обращаются в прокуратуру с жалобами на нарушение законодательства со стороны налоговых и других проверяющих органов, однако по закону прокурорская проверка может проводиться и в отношении иных субъектов. Собственно говоря, исключение лишь одно: прокуроры не станут рассматривать жалобы на физических лиц (граждан). Во всех остальных случаях нарушения законодательства обращение в прокуратуру возможно.
Таким образом, для обращения в прокуратуру достаточно совокупности двух условий:
-
наличие нарушение законодательства РФ;
-
субъект нарушения - юридическое лицо.
2. Форма и содержание жалобы.
Законом предусмотрено 3 варианта обращения в прокуратуру:
-
письменно, т.е. посредством направления заказного письма с уведомлением (телеграммы) по почтовому адресу конкретного подразделения прокуратуры либо передачи обращения лично в это подразделение;
-
устно - по телефону, на личном приеме и даже через СМИ;
-
через электронную форму на сайте соответствующего территориального подразделения органов прокуратуры.
Обращение в прокуратуру может исходить не от одного предпринимателя, а от нескольких. Такое обращение называется коллективным. Это тоже допустимо, если нарушены права двух и более лиц.
В любом случае, исходит обращение от одного или от нескольких предпринимателей, оно обязательно должно быть подписано, поскольку анонимные обращения прокуроры оставляют без ответа.
Специальных требований к содержанию обращения законодательство не предъявляет, однако очевидно, что в нем нужно указать:
-
наименование подразделения прокуратуры или ФИО должностного лица, которому адресовано послание;
-
наименование (или ФИО), адрес подателя обращения (почтовый или электронный, важно, чтобы это был реальный адрес, поскольку на него будет направлен ответ);
-
суть проблемы: какие права и кем нарушены, в чем выразилось нарушение. Если обжалуются официальные решения каких-либо государственных органов, следует указать реквизиты этих документов;
-
требование подателя обращения (провести проверку, привлечь к ответственности и пр.);
-
дату подачи, подпись.
В обращении не должно быть:
-
нецензурной лексики;
-
оскорблений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц;
-
нечитабельного текста.
Госпошлиной подача обращения в органы прокуратуры не облагается.
3. Срок рассмотрения жалобы.
В соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 №45, общий срок рассмотрения обращений органами прокуратуры составляет 30 дней. Если обращение не требует дополнительной проверки, то такое обращение должно быть рассмотрено в течение 15 дней.
По истечении указанного срока предприниматель должен получить мотивированный ответ с описанием принятых мер прокурорского реагирования. Если в процессе рассмотрения обращения органы прокуратуры придут к выводу о том, что описанное в нем нарушение относится к компетенции других органов, такое обращение будет передано по назначению, о чем подателя также известят в вышеуказанные сроки.
Упомянутая выше Инструкция содержит ограниченный перечень случаев, когда прокурорские работники вправе оставить обращение без ответа. Такое может произойти, если отправитель пожелал остаться неизвестным, если в изложенном отсутствуют достаточные для разрешения проблемы сведения, если из текста в силу графических особенностей почерка автора, его малограмотности и пр. не ясно, в чем именно выразилось нарушение законодательства, в чем суть проблемы, если послание содержит нецензурные выражения, оскорбления, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц или просто в нем отсутствует логика и смысл.
Однако даже если ответ пришел, его содержание не всегда полностью устраивает автора обращения, поскольку органы прокуратуры вправе отказать в удовлетворении заявленных требований, если сочтут, что для этого нет необходимых оснований.
4. Особенности обращения в прокуратуру.
Нередко бывает так, что предприниматель, полагающий, что его права нарушены, стоит перед выбором, куда ему обратиться - в суд или в прокуратуру. В итоге, склонившись в сторону прокуратуры, податель жалобы пропускает срок обжалования действия (бездействия) нарушителя в суде. Это ошибочно, поскольку обращение в прокуратуру не препятствует защите своих прав другими способами, в том числе посредством обжалования незаконных действий (бездействия) в иные органы. Следовательно, не стоит забывать, что обращаться в прокуратуру можно одновременно с подачей заявлений и жалоб в другие органы - контрольные, надзорные, судебные органы и пр.
Иногда вместо ожидаемой пользы и защиты предприниматель получает от обращения в прокуратуру только лишние проблемы. Дело в том, что велика вероятность того, что прокурорская проверка, организованная в ответ на обращение о нарушении законодательства, затронет не только деятельность лица, указанного в качестве нарушителя, но и деятельность самого инициатора проверки. Нередко это становится для него неприятным сюрпризом. Поэтому, собираясь подавать заявление в прокуратуру, следует заранее взвесить все плюсы и минусы этого шага, а также его возможные последствия.