Изменения в порядке начисления и уплаты страховых взносов в 2015 году

Услуги по теме
Кадровое делопроизводство
от 500 руб/мес

Федеральным законом от 28.06.2014 г. №188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования» (далее по тексту - Закон №188-ФЗ) внесены изменения в порядок исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Несмотря на то, что нововведения вступают в силу 1 января 2015 г., ряд подготовительных мероприятий страхователям необходимо провести уже в этом году.

Принятый Закон №188-ФЗ вносит изменения в следующие федеральные законы, регулирующие отношения в части обязательного социального страхования:

  • Федеральный закон от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Закон №212-ФЗ);
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее по тексту - Закон №125-ФЗ);
  • Федеральный закон от 29.12.2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее по тексту - Закон №255-ФЗ);
  • Федеральный закон от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту - Закон №27-ФЗ);
  • Федеральный закон от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее по тексту - Закон №167-ФЗ). Проанализируем основные нововведения.

Новый порог для представления отчетности в электронном виде

С 1 января 2015 г. изменится значение предельного показателя среднесписочной численности с целью представления расчета в электронном формате. 

Грядущие изменения представлены в таблице:

Форма страховой отчетности

Предельный порог численности для представления отчетности в электронном виде, начиная с 01.01.2015 г.

Основание

РСВ-1

Расчеты по страховым взносам представляются в случае превышения среднесписочной численности работников более 25 человек за предшествующий расчетный период (для действующих страхователей) и вновь созданными организациями, у которых данный показатель превышает 25 человек.

п.10 ст.15 Закона №212-ФЗ

Индивидуальные сведения представляются на 25 и более работников.

п.2 ст.8 Закона №27-ФЗ

Несмотря на различие в формулировках предельных показателей, при которых необходимо представлять отчетность в электронном формате (25 и более человек - для персонифицированного учета, более 25 человек - для расчета по страховым взносам), региональные отделения ПФР разъясняют, что обязанность электронной отчетности возникаетпри превышении законодательно установленногопоказателя численности работников. 
А поскольку с 1 января 2014 г. индивидуальные сведения представляются в составе РСВ-1, то формулировка, приведенная в п.2 ст.8 Закона №27-ФЗ, на практике не будет вызывать споров.

4 ФСС

Расчеты по страховым взносам представляются в случае превышения среднесписочной численности работников более 25 человек за предшествующий расчетный период (для действующих страхователей) и вновь созданными организациями, у которых данный показатель превышает 25 человек.

п.10 ст.15 Закона №212- п.2 ст.8 Закона №27-ФЗ

Сам порядок определения среднесписочной численности, установленный Приказом Росстата РФ от 28.10.2013 г. №428, не претерпел изменений.

То есть при представлении отчетности за 2014 год в ПФР по сроку до 16 февраля 2015 г. и в ФСС по сроку до 15 января 2015 г. показатель среднесписочной численности определяется, исходя из обновленных правил. 

В случае если у страхователя возникает обязанность предоставлять отчетность в фонды в электронном формате, то необходимо:

  • зарегистрироваться на портале ФСС РФ (адрес: https://fz122.fss.ru);
  • заключить специальный договор с ПФР (на подключение к системе электронного документооборота);
  • подключиться к специальному оператору (например, «СБиС», СКБ «Контур»);
  • получить в удостоверяющем центре электронную квалифицированную подпись.

Напомним, что несоблюдение формата представления отчетности в ПФР и ФСС РФ влечет штраф в размере 200 рублей (п.2 ст.46 Закона №212-ФЗ).

Копеечные округления

В настоящее время страхователи рассчитывают страховые взносы в рублях и копейках, а оплату производят в полных рублях. Следствием этого является расхождение между начисленными и уплаченными суммами, которое не классифицируется в качестве ошибки. Однако многочисленные «копеечные» требования ПФР о наличии так называемой недоимки нередко приводили к арбитражным спорам.

После внесенной поправки в п.7 ст.15 Закона №212-ФЗ исчезнет предмет спора, поскольку с 1 января 2015 г. страховые взносы будут уплачиваться в рублях и копейках.

Более логичным (по аналогии с расчетом и оплатой налогов) является представление расчета и оплата страховых взносов в полных рублях, но законодатель пошел по иному пути.

Не облагаемые выплаты при увольнении

Обновленные положения касаются компенсационных выплат (выходное пособие, средний месячный заработок, сохраняемый на период трудоустройства), выплачиваемых работникам при увольнении, в т.ч. и по расторжению трудового договора по соглашению сторон.

С 1 января 2015 г. не облагаются страховыми взносами выходное пособие, а также заработок, сохраняемый на период трудоустройства в части не превышающей трехкратного размера среднего месячного заработка, а для работников-северян - шестикратного размера среднего месячного заработка (пп.2 п.1 ст.20.2 Закона №125-ФЗ, пп. «д» п. 2 ч.1 ст. 9 Закона №212-ФЗ). Данное ограничение распространяется и при увольнении руководителя, его заместителей и главного бухгалтера.

Причины внесенных поправок заключаются в неоднозначной трактовке необлагаемых компенсационных выплат, выплачиваемых при увольнении работника (пп.«д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона №212-ФЗ). Так, по мнению контролирующих органов (Письма Минтруда РФ от 04.12.2013 г. №17-3/2038, Минздравсоцразвития РФ от 26.05.2010 г. №1343-19), не все компенсационные выплаты при увольнении работников подпадают под действие ст.9 Закона №212-ФЗ. Порядок обложения страховыми взносами подобных выплат привязан к основанию расторжения трудового договора с работником. Например, в случае ликвидации организации, сокращения численности (штата) размер выходного пособия установлен положениями ТК РФ, а значит, такие выплаты в пределах норм страховыми взносами не облагаются. В случае же увольнения работника по соглашению сторон размер выходного пособия ТК РФ не установлен. И хотя никто не запрещает работодателю самостоятельно устанавливать размер пособия в трудовом (или коллективном) договоре с работником (ст.178 ТК РФ), такие выплаты все равно не рассматривались как компенсационные и подлежали обложению страховыми взносами.

АУДИТ - Аудиторская консультация АУДИТ - Аудиторская консультация
Большинство арбитражных судов поддерживали данную позицию, мотивируя свои решения следующими аргументами:

Реквизиты судебного решения

Вердикт суда

Решение Арбитражного суда Тюменской области  от 17.03.2014 г. №А70-237/2014

Установленные в трудовых договорах выходные пособия не несут компенсационного характера утраченного заработка, так как работник увольняется по собственному желанию, а имеют скорее стимулирующий (поощрительный) характер и по существу являются вознаграждением за труд. Тот факт, что право работодателя самостоятельно устанавливать дополнительные случаи выплаты выходного пособия в трудовом (коллективном) договоре закреплено в ТК РФ, не означает того, что данная выплата является установленной законодательством, в том числе ТК РФ, и подпадает под перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.

Решение Арбитражного суда  Нижегородской  области от 07.02.2014 г. №А43-24068/2013

Факт выплаты работнику выходного пособия в отсутствие правовых оснований в данном случае  без  соответствующего медицинского заключения, не означает, что данная выплата является установленной законодательством, в том числе  ТК РФ, и должна быть включена в перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.

В том случае если организация планирует осуществлять «прощальные» выплаты работникам(независимо от основания увольнения) в 2015 году, то они не будут подлежать обложению страховыми взносами в пределах трех средних месячных заработков.

Отмена сообщений фондам о создании (закрытии) обособленных подразделений

Благодаря внесенным поправкам (пп. «в» п. 17 ст. 5 Закона №188-ФЗ), после 1 января 2015 года у страхователей отменяется обязанность информировать фонды о создании или закрытии обособленных подразделений, о реорганизации или ликвидации организации и о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

На сегодняшний день на процедуру уведомления фондов отводится один месяц с момента наступления указанных событий (п.2 ч.3 ст.28 Закона №212-ФЗ), а нарушение сроков сообщения влечет за собой штраф в размере 200 рублей (ст.48 Закона №212-ФЗ). Таким образом, если срок сообщения по указанным событиям не истек в 2014 году (например, при закрытии обособленного подразделения в декабре 2014 г.), то подавать сообщения в 2015 г. нет необходимости.

Начисление страховых взносов на неподтвержденные командировочные расходы

После 1 января 2015 г. при непредставлении командировочным лицом оправдательных документов, подтверждающих расходы по найму жилого помещения, возмещенная сумма расходов работодателем подлежит обложению страховыми взносами (пп. «б» п. 1 ст. 5 Закона №188-ФЗ).

Размер возмещения командировочных расходов в коммерческих организациях, как правило, устанавливается в локальных документах организации (например, в Положении о командировочных расходах). Для некоммерческих организаций норма по возмещению бездокументарных расходов по найму жилья составляет 12 рублей в сутки (Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 г. №729).

Начисление страховых взносов на выплаты временно пребывающим иностранным гражданам и лицам без гражданства

С 1 января 2015 г. расширяется перечень застрахованных лиц в части ПФР. Теперь независимо от продолжительности действия срочного трудового договора, выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов) подлежат обложению страховыми взносами в части ПФР (пп. «а» п. 2 ст. 3, п. 4 ст. 3 Закона № 188-ФЗ). Учитывая многочисленное количество мигрантов на территории РФ, а также поток беженцев с Украины, эта поправка приведет к росту налоговой нагрузки на страхователей. При этом страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и социальное страхование в ФСС РФ с таких выплат по-прежнему не уплачиваются, поскольку временно пребывающие иностранные граждане и лица без гражданства не входят в перечень застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию и страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 10 Закона №326-ФЗ, ст. 2 Закона №255-ФЗ).

Таким образом, если с временно пребывающими иностранными гражданами и лицами без гражданства заключены трудовые договоры в 2014 году и по действующему законодательству выплаты в пользу таких лиц не подлежали обложению пенсионными страховыми взносами (например, по трудовым договорам сроком до 6 месяцев), то, начиная с 2015 года, с таких выплат необходимо уплачивать страховые взносы в ПФР в общеустановленном порядке.

Организация должна получить для указанных лиц страховое свидетельство (СНИЛС), для оформления которого нужно представить в территориальное отделение ПФР следующий пакет документов (п.9, п.10 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 г. №987н):

  • анкету застрахованного лица по форме АДВ-1;
  • опись передаваемых документов по форме АДВ-6-1.

Сведения, которые обязаны предоставлять банки по требованию фондов

С 1 января 2015 г. у банков возникает новая обязанность в части представления сведений по запросам фондов. Так, статья 24 Закона №212-ФЗ, устанавливающая обязанности банков, дополнена новыми пунктами 6.1 - 6.3. Систематизируем нововведения в таблице:

Перечень сведений

Случаи представления

Срок представления

Санкции

- справки о наличии счетов в банках и об остатках денежных средств на них; 
- выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей (п.6.1 ст.24 Закона №212-ФЗ).

- при проведении выездных или камеральных проверок страхователей; 
- при вынесении решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках (п.6.2 ст.24 Закона №212-ФЗ).

в течение 3-х дней со дня получения запроса контролирующих органов (п.6.1 ст.24 Закона №212-ФЗ).

непредставление сведений, а также нарушение срока представления и недостоверность содержащихся в них данных влечет штраф в размере 20 000 рублей (ст. 49.1 Закона №212-ФЗ).

Форматы представления такой информации в электронном виде будут установлены ЦБ РФ по согласованию с фондами (п.6.3 ст.24 Закона №212-ФЗ).

Расширены права фондов по принудительному списанию задолженности страхователя

С 1 января 2015 г. расширяются права контролирующих органов в части сроков принудительного списания недоимки на расчетных счетах страхователя:

В настоящее время

С 1 января 2015 г.

Срок для направления поручения на списание денежных средств:

в течение одного месяца со дня принятия соответствующего решения фондом (п. 7 ст. 19 Закона №212-ФЗ).

не ограничен (пп. «б» п. 10 ст. 5 Закона №188-ФЗ).

Продление сроков выездной проверки

По общему правилу, установленному п. 11 Закона №212-ФЗ, выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. С 1 января 2015 г. при наличии определенных оснований, срок проверки может быть продлен до четырех или шести месяцев. Перечень подобных оснований систематизирован в таблице:

Перечень оснований для продления сроков проведения выездной (повторной выездной) проверки

Процедура продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки

1) получение информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников о наличии у страхователя нарушений законодательства РФ о страховых взносах и требующей дополнительной проверки; 
2) наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории проведения проверки; 
3) наличие у организаций несколько обособленных подразделений, а именно: 
-4 и более обособленных подразделения - срок продления до 4-х месяцев; 
-10 и более обособленных подразделений - срок продления до 6-ти месяцев; 
4) непредставление страхователем в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки (п. 11.1 Закона №212-ФЗ).

1) запрос направляется в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов; 
2) решение о продлении принимает руководитель либо заместитель руководителя вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов (п. 11.2 Закона №212-ФЗ).

Пени за просрочку уплаты страховых взносов

Внесенные Законом №188-ФЗ изменения в п.3 ст.25 Закона №212-ФЗ, касаются порядка расчета пени в день погашения недоимки по страховым взносам:

В настоящее время

С 1 января 2015 г.

День уплаты (принудительного взыскания) недоимки по страховым взносам:

не учитывается при расчете пени (п.3 ст.25 Закона №212-ФЗ, Письмо Минтруда РФ от 16/05/2014 г. №17-4/В-211).

учитывается при расчете пени (п.14 ст.5 Закона №188-ФЗ).

Новые правила зачета излишне уплаченных страховых взносов (штрафов, пеней)

С 1 января 2015 г. вносятся изменения в порядок зачета излишне уплаченных страховых взносов (штрафов, пеней) во внебюджетные фонды. В настоящее время зачет излишне уплаченных страховых взносов, штрафов, пеней возможен только в пределах соответствующего бюджета. Внесенные поправки (пп. «з» п.15 ст.5 Закона №188-ФЗ) предусматривают зачет страховых взносов, штрафов, пеней по одному виду страхования в счет другого вида страхования, но администрируемых одним органом (ПФР либо ФСС РФ):

Администратор платежей - ПФР

Администратор платежей - ФСС РФ

- страховые взносы (штрафы, пени), излишне уплаченные в ПФР, в счет недоимки или предстоящих платежей в ФФОМС; 
- страховые взносы (штрафы, пени), излишне уплаченные в ФФОМС, в счет недоимки или предстоящих платежей в ПФР (п.21 ст.26 Закона №212-ФЗ).

- страховые взносы (штрафы, пени), излишне уплаченные в ФСС в части страхования на случай временной нетрудоспособности, в счет недоимки или предстоящих платежей в ФСС в части «травматизма»; 
- страховые взносы (штрафы, пени), излишне уплаченные в ФСС в части «травматизма» в счет недоимки или предстоящих платежей в ФСС в части страхования на случай временной нетрудоспособности (ст.22.1 Закона №125-ФЗ, п.21 ст.26 Закона №212-ФЗ). 
Однако на практике могут быть препятствия к осуществлению зачета из-за отсутствия прямого указания такой возможности в ст.22.1 Закона №125-ФЗ, несмотря на то, что правила зачета, установленные в ст.22.1 Закона №125-ФЗ, симметричны нормам ст.26 Закона №212-ФЗ. До вступления поправок в силу по этому поводу должны быть разъяснения Минтруда РФ.

Новые правила зачета действуют в отношении переплаты, возникшей в 2015 году (а не по состоянию на 01.01.2015 г.).

Способ подачи заявлений о зачете

Заявление о зачете излишне уплаченных страховых взносов (штрафов, пеней) во внебюджетные фонды с 1 января 2015 г. можно подавать в электронной форме (п.10 ст.26 Закона №212-ФЗ).

Новые правила отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов (штрафов, пеней)

На сегодняшний день порядок предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов не установлен. Как отмечено в Постановлении Президиума РФ от 16.04.2013 г. №16929/12, ввиду отсутствия прописанных норм, предусматривающих механизм отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов в Законе №212-ФЗ и иных федеральных законах, оснований для проведения такого отсрочки (рассрочки) у фондов нет.

С 1 января 2015 г. статья 18 Закона №212-ФЗ, устанавливающая обязанности по уплате страховых взносов, дополнена новыми пунктами 18.1 - 18.5, касающимися процедуры проведения отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов (пп.5 ст.5 Закона №188-ФЗ). Систематизируем нововведения в таблице:

Виды страховых взносов

Основания для получения отсрочки (рассрочки)

Основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки)

в отношении всех видов взносов, за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной пенсии 
(п.4 ст. 18.1 Закона №212-ФЗ).

1) причинение страхователю ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) страхователю бюджетных средств, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) бюджетных средств в объеме, достаточном для исполнения страхователем обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных страхователем услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) наличие сезонного характера производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) (п.3 ст. 18.1 Закона №212-ФЗ).

1) в отношении страхователя ведется производство по делу о нарушении законодательства РФ о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования; 
2) в течение 3-х лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (п.1 ст. 18.2 Закона №212-ФЗ).

Срок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов не должен превышать одного года (п.1 ст.5 Закона №188-ФЗ).

Пакет документов для получения отсрочки (рассрочки), предоставляемый в отделение ПФР или ФСС РФ (в зависимости от вида страховых взносов) включает в себя (п.1 ст. 18.4 Закона №212-ФЗ):

  • акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
  • справку из налоговой инспекции об открытых счетах в банках;
  • справки банков о движении и остатках на счетах страхователя, а также о наличии картотеки неоплаченных документов (либо об отсутствии таковой);
  • документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки).

Прочие изменения

Неблагоприятные изменения в части ограничения права на пониженный тариф страховых взносов ожидают аптечные организации, индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД.

C 1 января 2015 г. такие страхователи будут применять пониженные тарифы только в отношении выплат работникам, имеющим право на занятие фармацевтической деятельностью (пп. «а» п. 5 ст. 3, пп. «а» п. 29 ст. 5 Закона №188-ФЗ). Перечень работников приведен в ст.100 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения также будут применять пониженный тариф в отношении выплат работникам, занятым в деятельности, на которую получен сам патент (пп. «б» п. 5 ст. 3, пп. «б» п. 29 ст. 5 Закона №188-ФЗ).

Следующий блок изменений касается порядка начисления страховых взносов на компенсационные выплаты работникам-северянам и членам их семей (пп. 7 п.1 ст. 9 Закона №212-ФЗ, пп. 8 п.1 ст. 20.2 Закона №125-ФЗ):

  •  оплата проезда к месту отпуска и обратно членов семьи работников-северян исключена из необлагаемых выплат;
  •  оплата работникам стоимости провоза багажа до 30 кг не будет являться объектом начисления страховыми взносами независимо от места отдыха (Россия или страны зарубежья);
  •  пунктом пропуска при следовании к месту отпуска за границей является международный аэропорт, из которого осуществляется вылет.