Как организовать ведение бухгалтерского учета в представительстве иностранной компании? Может ли представительство иностранной компании не вести бухгалтерский учет по российским стандартам?
Иностранные компании, планирующие работать в России через постоянные представительства, должны заранее определиться со способами и стандартами ведения бухгалтерского учета в России.
Основной для ведения бухгалтерского учета российских компаний является Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Быть или не быть бухгалтерскому учету по российским стандартам?
В Законе «О бухгалтерском учете» прописано, что иностранные представительства могут не вести учет, применяя российские бухгалтерские стандарты при одном условии, – если они ведут учет доходов и расходов по правилам российского налогового законодательства (пп.2 п.2 ст.6 Закона №402-ФЗ, письма Минфина РФ от 17.04.2013 г. №07-01-06/13053, от 03.12.2010 г. №03-02-07/1-566).
А раз иностранные представительства уплачивают налоги в России и по правилам российского налогового законодательства, то учет доходов и расходов, они вынуждены вести.
Помимо этого, представительства иностранных компаний могут являться плательщиками налога на имущество. И если по объектам недвижимости не определена кадастровая стоимость или в регионе не принят специальный закон, то расчет налога на имущество осуществляется исходя из данных бухгалтерского учета. Причем при расчете используется остаточная стоимость недвижимости, то есть иностранное представительство должно установить срок полезного использования и рассчитывать амортизацию по основным средствам по правилам бухгалтерского учета российских стандартов.
Если же иностранное представительство осуществляет льготируемые операции по НДС, то нужно организовать раздельный учет.
На практике большинство представительств иностранных компаний ведут учет по российским стандартам, ведь им приходится отчитываться перед российскими налоговиками и предоставлять по запросу документы.
Да и формирование налоговых деклараций и расчетов осуществляется в бухгалтерских программах, как правило, в «1С бухгалтерия». Поэтому целесообразно организовать учет в программном продукте, используя «встроенный» план счетов и настройки под российские стандарты.
Помимо российского учета, иностранные компании должны формировать внутреннюю отчетность для иностранной головной компании в соответствии с требованиями иностранного государства.
Нужна ли иностранным представительствам учетная политика?
Целью формирования учетной политики является выбор одного из возможных способов ведения учета (ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н). Основой для разработки учетной политики могут быть стандарты МСФО.
В разделе, посвященном организационно-техническим аспектам учетной политики, указывается, что «представительство ведет бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными российскими стандартами и национальными стандартами».
Все совершаемые иностранным представительством факты хозяйственной жизни оформляются оправдательными документами, составленными в соответствии с требованиями законодательства РФ о бухгалтерском учете. В части первичных учетных документов необходимо привести формы документов, которые использует представительство. Это могут быть и документы, которые представительство получает от иностранной головной компании.
Далее в соответствующих разделах приводится выбор одного из альтернативных способов ведения учета.Например, в разделе «Запасов для управленческих нужд» может быть выбран следующий способ учета: представительство не применяет ФСБУ 5/2019 в части запасов, которые используются для управленческих нужд.
К таким запасам относятся бумага, картриджи, канцелярские принадлежности (п.2 ФСБУ 5/2019).
Представительство иностранной компании отражает приобретение запасов для управленческих нужд, минуя счет 10 «Материалы». Представительства также формируют учетную политику и для налогового учета.
Как отражаются иностранным представительством расчеты с иностранной компанией?
Данный вопрос является актуальным, поскольку иностранное представительство получает финансирование от головной иностранной компании, и могут передаваться затраты, имущество.
Для этих целей применяется 79 счет «Внутрихозяйственные расчеты».
Например, получение денежных средств от головной иностранной компании отражается записью:
Дебет 52 Кредит 79 – отражено поступление финансирования от иностранной компании.
Как правило, финансирование осуществляется в иностранной валюте, а учет ведется в рублях. Поэтому представительство пересчитывает валюту в рубли на дату зачисления денежных средств (ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утв. Приказом Минфина РФ от 27.11.2006 г. №2н).
БУХГАЛТЕРСКИЕ УСЛУГИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, ФИЛИАЛОВ
Должны ли иностранные представительства соблюдать сроки хранения документов?
Да, должны. Первичные учетные документы представительства, а также регистры бухгалтерского учета и отчетности, в том числе составленные в электронной форме, хранятся в течение сроков, которые предусмотрены правилами организации государственного архивного дела (Приказ Росархива от 20.12.2019 г. №236).
Более того, если по каким-то причинам иностранное представительство будет ликвидировано, то все документы, у которых не истек срок хранения, должны быть сданы в архив.
Самый длительный срок хранения документов касается документов по личному составу. Такие документы должны храниться 75 лет.