Информированный добровольный отказ от медицинского вмешательства

В предыдущем материале мы рассмотрели порядок подписания информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (ИДС) и заострили внимание на важности этого документа, как для пациента, так и для медицинской организации.

В настоящем материале мы рассмотрим противоположный аспект – Информированный добровольный отказ (далее – ИДО) от медицинского вмешательства и особенности его оформления.

Необходимость ИДО в медицинской практике продиктована требованиями Конституции РФ и Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

В подп.8 ч.5 ст. 19, ст. 20 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. установлено право пациента (его родителей/законных представителей):

  • на отказ от медицинского вмешательства;
  • на прекращение медицинского вмешательства.
Требование информировать пациента о его праве на отказ от медицинского вмешательства или его прекращение относиться к медицинским организациям как государственной и муниципальной, так и частной системы здравоохранения.

Форма и содержание ИДО

Общие требования по оформлению ИДО содержатся в ст. 20 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., а также отдельных подзаконных нормативных актах, регулирующих различные сферы медицинской деятельности.

ИДО всегда оформляется письменно и содержится в медицинской документации пациента.

Универсальная форма ИДО обязательная для применения всеми медицинскими организациями законодательством не утверждена. В настоящее время есть формы ИДО для медицинских организаций, реализующих программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

Частные клиники, предоставляющие медицинские услуги на возмездной основе, вправе самостоятельно разработать нужную форму ИДО для различных видов медицинских вмешательств.

Законодательство не регулирует количество возможных форм ИДО. Для того, чтобы обеспечить права пациента и защитить медицинскую организацию, представляется, что этот документ должен быть не общим в одном экземпляре, а составляться отдельно для каждого конкретного случая.

Принципиальным условием для этого документа является:

  • добровольность, то есть отказ совершается свободно, без принуждения;
  • информативность, то есть пациенту в доступной для него форме необходимо разъяснить последствия отказа. 

Что касается основных реквизитов этого документа, то, прежде всего, текст ИДО должен содержать подробные сведения:

  • о месте и дате составления;
  • о полном наименовании медицинской организации;
  • о правах пациента, в том числе праве вернуться к оказанию медицинской услуги (если это объективно возможно) после отказа;
  • о пациенте (его родителях/законном представителе), такие как Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные (данные свидетельства о рождении), номер и дата договора на оказание медицинских услуг (если услуга предоставляется по договору);
  • о медицинском работнике медицинской организации, с указанием Ф.И.О., должности;
  • о полном наименовании медицинского вмешательства, в отношении которого производится отказ;
  • о добровольности отказа;
  • о всех возможных для жизни и здоровья последствиях отказа;
  • другие важные для медицинского работника и медицинской организации моменты с учетом специфики медицинского вмешательства.

ЮРИСТ - Медицинский юрист ЮРИСТ - Медицинский юрист
ИДО должен быть составлен просто, доступным языком, при возможности – с отсутствием специальной терминологии, таким образом, чтобы содержание документа мог понять человек, не обладающий специальными медицинскими познаниями, взвесить и оценить риски отказа от медицинского вмешательства.

Отметку о добровольности отказа и о его информированности (то есть о том, что информация изложена доступно для понимания) желательно отдельной строкой отразить в тексте ИДО и подписать пациентом (его родителями/законными представителями).

ИДО в целом обязательно подписывается пациентом (его родителями или иным законным представителем), а также медицинским работником.

Медицинское вмешательство может производиться без согласия гражданина (его родителей/законных представителей) только в строго установленных случаях.

Эти случаи установлены ч.9 ст.20 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., а именно:

  • если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;
  • в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
Перечень этих заболеваний утвержден Постановление Правительства РФ № 715 от 1 декабря 2004 г. «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих». К числу таких заболеваний относится: гепатит В, гепатит С, лепра, малярия, туберкулез, холера, гельминтозы, инфекции, передающиеся половым путем и др.

  • в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
  • в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
  • при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

По экстренным показаниям, а также в отношении лиц, страдающих опасными для окружающих заболеваниями, решение о медицинском вмешательстве принимает:

  • консилиум врачей;
  • лечащий (дежурный) врач;

Лечащий (дежурный) врач принимает решение, если консилиум врачей собрать невозможно. В таком случае вся информация о принятом решении вносится в медицинскую документацию пациента; уведомляется руководитель медицинской организации или руководитель отделения медицинской организации, а также сам гражданин (родитель/законный представитель).

  • судебные органы.

Суд принимает решение в отношении лиц страдающих тяжелыми психическими заболеваниями; совершивших общественно опасные деяния (преступления). К лицам, совершившим преступления, принудительные меры медицинского характера применяются по основаниям и в порядке, которые установлены главой 15 Уголовного кодекса РФ.

Такие инструменты как ИДС или ИДО рассчитаны на добросовестное использование

Как уже отмечалось, отказ от любого медицинского вмешательства может подписать один из родителей или законный представитель пациента.

В связи с этим, Закон № 323-ФЗ в ст. 20 устанавливает определенные гарантии для лиц, которым медицинское вмешательство необходимо для спасения жизни, но которые не способны принять самостоятельное решение о необходимости лечения.

Так, ИДО, подписанный родителем или законным представителем, в отношении медицинского вмешательства, направленного на спасение жизни, может быть обжалован в суд. Административный иск в таком случае вправе подать медицинская организация (ч.5 ст. 23 Кодекса административного судопроизводства РФ). Например, в суд может быть обжалован отказ от проведения реанимационных мероприятий или отказ от переливания крови и пр. При поступлении в суд административный иск незамедлительно принимается к производству (ст. 285.2 Кодекса). Дело рассматривается в течение пяти дней, либо в экстренной форме – в день поступления административного иска (ч.1 ст. 285.3 Кодекса). 

Кроме того, Закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. в такой ситуации устанавливает обязанность законного представителя недееспособного пациента известить орган опеки и попечительства о подписании ИДО. Срок такого уведомления – не позднее дня, следующего за днем подписания отказа.

Такие правила являются своего рода барьером от использования инструментов направленных на защиту жизни и здоровья в нелегальных целях.

Последствия не оформления ИДО для медицинской организации

Правовыми последствиями того, что медицинская организация уклоняется от письменного оформления ИДО, могут стать административные санкции.

Дело в том, что наличие ИДО, как и ИДС, является одним из лицензионных требований, установленных п.5 Постановления Правительства РФ «О лицензировании медицинской деятельности» № 291 от 16.04.2012 г.

Административная ответственность для медицинских организаций, не соблюдающих лицензионные требования, установлена ч.3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения, административного штрафа, приостановления деятельности. Максимальный размер санкции для юридических лиц по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ составляет 200 000 руб.

Кроме того, данное нарушение может быть квалифицировано как нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о медицинских услугах. Ответственность в таком случае наступает по ст. 14.8. КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа. Максимальный размер санкции для юридических лиц составляет 10 000 руб.

Как и в случае с другими нарушениями медицинская организация в данном случае несет существенные риски, связанные с репутацией.