Эксперименты государства с ККТ (Контрольно-кассовой техникой)

Услуги по теме
Открытие бизнеса (ООО, АО, ИП)
от 4 500 руб.

С 01 августа 2014 года по 05 февраля 2015 года проводился эксперимент, суть которого состояла в том, чтобы при получении наличных денежных средств от покупателей (заказчиков услуг), а также при расчётах с использованием платежных карт, информация об этих расчетах передавалась в электронном виде налоговым органам.

Основными целями проведения этой кампании являлись:

- определение финансовой эффективности и удобства применения организациями и индивидуальными предпринимателями технологии передачи в адрес налоговых органов информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, осуществляемых с применением ККТ при реализации товаров, работ, услуг;

- определение эффективности реализации налоговыми органами контрольных функций при применении технологии передачи информации о расчетах;

- определение технических возможностей эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

Эксперимент проводился на добровольной и бесплатной основе, участниками могли стать организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты и состоящие на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика на территории одного из субъектов, выбранных для проведения эксперимента - Татарстан, Калужская, Московская область и Москва.

ОБНОВЛЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НДС (2 ЧАСТЬ)

Финансировался данный эксперимент за счет бюджетных средств, включая заключение договора с оператором фискальных данных. ФНС предлагали потенциальным участникам принять участие в эксперименте путем направления им уведомления по установленной форме (см. Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 – 2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения» (далее – Постановление Правительства РФ № 657), а организация или индивидуальный предприниматель в 10-дневный срок со дня получения уведомления, должны были сообщить о своем согласии на участие в эксперименте в письменной форме налоговому органу, направив заявление для регистрации ККТ.

Налоговый орган в свою очередь не позднее 3 рабочих дней с даты получения заявления, регистрирует ККТ и направляет пользователю в электронной форме карточку регистрации.

Помимо ФНС и предпринимателей в эксперименте принимали участие операторы фискальных данных - ФКУ "Налог-Сервис" и ФГУП ГНИВЦ ФНС России, которые обеспечивали техническую сторону проведения эксперимента. Именно они передавали налоговым органам информацию о наличных денежных расчетах и расчетах с использованием платежных карт, а также участвовали в пусконаладочных работах на новых местах установки ККТ и обеспечивали техподдержку специалистов ФКУ по заявкам, которые поступали в электронной форме для решения вопросов, связанных с методологией и использованием программного обеспечения. Оператор и требования к нему были утверждены Приказом ФНС от 11 августа 2014 г. N НД-7-6/416@ "О технической поддержке эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения".

По мнению налоговых органов, в частности озвученному Заместителем руководителя ФНС России Даниилом Егоровым, внедрение технологии передачи в адрес налоговых органов информации о расчетах, существенно облегчит и удешевит контроль и использование системы расчетов, когда нужно использовать ККТ.

По словам Д. Егорова, на сегодняшний день фискальные данные (о пробитых чеках, о выручке) - хранятся внутри ККТ, посредством электронных защищенных лент. Этот механизм требует довольно анахроничных систем администрирования. Лента требует ежегодной замены. Новая технология предполагает, что данные не хранятся на ленте. При выдаче чека кассовый аппарат в режиме онлайн обращается в облако ФНС, и чек имеет уже не номер аппарата, а тот номер, который есть в хранилище данных.

Предполагается, что новая технология станет для владельцев ККТ гораздо более экономной в обслуживании, чем существующая. Разовые расходы на обновление каждой существующей единицы ККТ, по планам, будут составлять от 4 до 10 тысяч рублей - в зависимости от ее нынешних возможностей. Ежегодные расходы на обслуживание системы должны сократиться с 17 до 4 тысяч рублей.

В эксперименте участвовали 238 продавцов, как крупные торговые сети, так и представители малого бизнеса. Не остались в стороне и индивидуальные предприниматели. По результатам эксперимента суммарная выручка превысила полмиллиарда рублей.

Еще одним удобством является возможность проверки покупателем товаров и услуг отражения чека в базе ФНС на предмет его действительности. Для этого покупателю необходимо будет зарегистрироваться в системе оператора фискальных данных. Проверку чека можно будет осуществлять по ссылке consumer.ofd-gnivc.ru.

На сегодняшний день результаты проведенного эксперимента признаны успешными и на сайте https://regulation.gov.ru (Единый портал проектов нормативных правовых актов) опубликован проект федерального закона, который внесет изменения в Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Законопроект предусматривает поэтапный в течение 7 лет переход на применение ККТ, передающую информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных и электронных средств платежа через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде. Устанавливает порядок ведения реестров ККТ и фискальных накопителей, требования к оператору фискальных данных, срок и порядок их хранения, требования к ККТ и порядок ее регистрации, а также требования и реквизиты кассового чека, которых стало гораздо больше. Например, добавлены такие реквизиты как уникальный номер фискального накопителя, фискальный признак, наименование оператора фискальных данных, адрес сайта оператора в сети «Интернет» и другие.

Законодатели уверены, что этот механизм позволит снизить административную и финансовую нагрузку на налогоплательщиков за счет упрощения предоставления государственной услуги по регистрации (перерегистрации) ККТ, а также повысить уровень защищенности прав потребителей путем формирования кассового чека не только в бумажном, но и в электронном виде. Такой документ будет доступен как потребителю, так и продавцу практически в любой момент, в отличие от бумажного документа, который может быть безвозвратно утрачен

Документ вводит широкий понятийный аппарат, в том числе понятие оператора фискальных данных (ОФД), которым может быть юридическое лицо, удовлетворяющее следующим требованиям:

- зарегистрировано в соответствии с законодательством РФ;

- имеет местонахождение в РФ;

- получило разрешение на обработку фискальных данных и осуществляет их обработку и хранение на территории РФ;

- имеет для выполнения целей обработки фискальных данных технические средства на праве собственности.

Также законопроект предусматривает обязанность продавца по требованию покупателя дополнительно к обычному бумажному кассовому чеку направить копию кассового чека в виде электронного документа в незашифрованном виде на адрес электронной почты. В случае возникновения спора, такие чеки признаются равными по юридической силе, при условии наличия сведений об этом кассовом чеке в базе фискальных данных оператора фискальных данных. Эту обязанность можно будет передать оператору фискальных данных.

Еще одно новшество касается торговли с использованием сети «Интернет». Если платеж осуществлялся с использованием электронных средств платежа, продавец обязан передать покупателю кассовый чек в виде электронного документа.

Таким образом, все организации и индивидуальные предприниматели будут обязаны передавать фискальные данные в налоговые органы в электронном виде через оператора фискальных данных. Сроки и форматы передачи фискальных данных, порядок формирования и обработки фискальных данных оператором фискальных данных должен будет Минфин РФ. На основании положений рассматриваемого законопроекта полномочия разработки и утверждения необходимых документов переданы именно ему.

Вступление законопроекта в силу планируется с 01 января 2016 года. Отметим, что ККТ, зарегистрированная до 01 января 2016 года, применяется в порядке, действовавшем до вступления проекта закона в силу, но не более 7 лет с момента ее первой регистрации в налоговом органе.

В целях обеспечения эффективного функционирования новой системы администрирования ККТ проектом предусматривается внесение изменений и в КоАП РФ в части повышения ответственности за неприменение ККТ при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг посредством установления штрафа в размере, кратном размеру суммы денежных средств, полученных за период неприменения такой ККТ.

По мнению законодателей, установленные на сегодняшний день административные штрафы, не гарантируют выполнение требований закона, из-за несопоставимости размеров штрафов с размерами получаемых доходов от хозяйственной деятельности.

Так, проектом закона вносится изменение в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККТ с 2 месяцев до 1 года.

Кроме того, в целях обеспечения возможности осуществления контроля законопроект устанавливает административную ответственность за нарушение порядка направления информации о расчетах в адрес налоговых органов, а также за непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверной, представление не в полном объеме информации и документов по запросам налоговых органов.

В заключение скажем, что передача данных о расчетах в адрес налоговых органов в режиме «on-line» призвана создать современную автоматизированную систему контроля за применением ККТ и полнотой учета выручки, что должно снизить риск нарушений в сфере применения ККТ даже без проведения «точечных» результативных проверок.