Более полутора лет действует обязательный порядок досудебного обжалования всех налоговых споров. В их перечень входят споры, связанные с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов, вынесенных по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц. О том, как и в какие сроки жаловаться налогоплательщику, пойдет речь в настоящей статье.
Обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых инспекций по камеральным и выездным проверкам действует с 1 января 2009 года. А начиная с 1 января 2014 г., Федеральным законом от 02.07.2013 г. №153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ» (далее по тексту - Закон №153-ФЗ) обязательный досудебный порядок введен и в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, а также ненормативных актов налоговых органов.
На что жалуемся?
Как уже было отмечено, с 1 января 2014 г. для всех налоговых споров стал обязательным досудебный порядок обжалования.
Что представляют собой акты налоговых органов ненормативного характера? Как отмечено в п.48 Постановления Пленума ВАС РФ №5 от 28.02.2001 г. акт налогового органа ненормативного характера - это документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Однако вышеупомянутое постановление утратило силу в связи с принятием Пленумом ВАС Постановления №57 от 30.07.2013 г., в котором уже не содержится определение данному понятию.
Как правило, на практике чаще всего оспариваются такие решения налоговых органов ненормативного характера как решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за непредставление налоговых деклараций, о приостановлении операций по банковским счетам.
Несоблюдение с 1 января 2014 г. досудебного порядка обжалования ненормативных актов налоговых органов (например, решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств) является основанием для оставления заявления налогоплательщика в суде без рассмотрения (Определение арбитражного суда Самарской области от 17.06.2015 г. №А55-11027/2015).
Таким образом, все жалобы (за исключением имущественных исков) должны пройти досудебную процедуру обжалования.
Несмотря на то, что процедура досудебного урегулирования налоговых споров не затрагивает имущественные требования (например, возврат или зачет излишне уплаченных либо взысканных налогов), наличие судебной практики свидетельствует о том, что налоговые органы и к имущественным искам пытаются применить досудебную процедуру обжалования. Так, по мнению налоговой инспекции, обращение в суд с заявлением о возврате уплаченной государственной пошлины свидетельствует о злоупотреблении налогоплательщиком предоставленными ему правами и в этом случае также обязателен порядок досудебного урегулирования спора. Но, как отметили судьи со ссылкой на п. 65 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ», при рассмотрении исков налогоплательщиков, в том числе о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, судам необходимо исходить из того, что положения НК РФ не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. А вопросы порядка исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должны разрешаться применительно к требованиям п. 3 ст. 79 НК РФ (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2015 г. №А26-4080/2014, Северо-Кавказского округа от 04.08.2014 г. №А32-28683/2012).
Аналогичная ситуация обстоит и с требованием об уплате процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога. В этом случае судьи также отказывают налоговым органам в праве на применение досудебного обращения в ИФНС за выплатой таких сумм. При этом судьями не принимается ссылка налогового органа на п. 2 ст. 138 НК РФ, согласно которому действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в УФНС, поскольку в данном случае налогоплательщик заявил не требование о признании незаконными действий (бездействия) ИФНС, связанных с выплатой процентов, а имущественное требование об их взыскании (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2014 г. №А19-3515/2014).
Правила досудебного обжалования
Если налогоплательщик не согласен с вынесенным решением налогового органа (будь то решение по результатам налоговой проверки либо решение о приостановлении операций по банковским счетам), то на первом этапе ему необходимо подать в вышестоящий налоговый орган жалобу (апелляционную жалобу).
Жалобы по итогам решений налоговых проверок разделяются в зависимости от процедуры обжалования на апелляционные и общие жалобы.
Апелляционной жалобой оформляется несогласие налогоплательщика с решением налогового органа, не вступившего в силу (п.9 ст. 101 HК РФ), а жалобой - вступившее в силу решение налогового органа.
Специального бланка для жалобы в вышестоящий налоговый орган нет, а в п.2 ст. 139.2 НК РФ определены лишь реквизиты такой жалобы:
-фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
-обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
-наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
-основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
-требования лица, подающего жалобу.
Заявитель может воспользоваться образцами жалоб, размещенными на сайте налогового органа (https://www.nalog.ru/rn77/apply_fts/pretrial/appeal/serve/).
На втором этапе жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговая инспекция, решения (действия или бездействие ее должностных лиц) которой обжалуются, обязана в течение трех рабочих дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).
Таким вышестоящим налоговым органом для МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам является ФНС РФ, для инспекций местного, районного масштаба - УФНС по соответствующему субъекту РФ.
На заключительном этапе по итогам рассмотрения жалобы, вышестоящий налоговый орган выносит решение, которое вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
Сроки обжалования
Сроки обжалования решений налогового органа зависят от того, вступило ли оно в силу или нет. В отношении не вступившего в силу решения налогового органа апелляционная жалоба подается в течение одного месяца со дня его вручения. Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ). В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
В том случае, если срок для подачи жалобы истек, а заявителем не представлены уважительные причины для его восстановления, то судами выносятся решения, что налогоплательщиком не соблюден досудебный порядок обжалования решения.
Так, в Определении арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2015 г. №А76-6840/2015 была рассмотрена ситуация, когда оспариваемое решение вручено заявителю 05.07.2013 г. В апелляционном порядке данное решение не оспаривалось. Срок для подачи жалобы истек 05.07.2014 г., а поскольку судом не установлены уважительные причины и основания для восстановления срока подачи жалобы, то арбитражный суд оставил исковое заявление налогоплательщика без рассмотрения (п.2 ст.148 АПК РФ).
Жалоба на иные акты налогового органа (за исключением решений по налоговым проверкам), действия (бездействие) должностных лиц налогового органа подается в течение одного года, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Эти сроки установлены для инициаторов жалоб - налогоплательщиков.
Сроки рассмотрения жалоб
Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом зависят от их вида. Жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматривается в течение одного месяца со дня их получения. При этом срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц, если:
- возникнет необходимость в получении от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы;
- лицо, подавшее жалобу, представило дополнительные документы (абз. 1 п.6 ст.140 НК РФ).
Решения по иным жалобам принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).
Решение руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы должно быть вручено (направлено) заявителю в течение трех дней со дня его принятия (абз. 3 п.6 ст.140 НК РФ). И по результатам рассмотрения жалобы в эти же сроки (в течение трех рабочих дней) заявителю направляется (вручается) решение, принимаемое вышестоящим налоговым органом (абз. 4 п.6 ст.140 НК РФ).
А жалоба на решение (либо иной акт ненормативного характера), принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.