Досудебная претензия позволяет сторонам спора прийти к компромиссу, сохранить баланс интересов и сэкономить на судебных расходах.
В то же время претензия – это подготовка к судебному разбирательству (в некоторых случаях обязательный этап), так как содержит подробные требования и говорит о вашей готовности обратиться в суд.
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ АДВОКАТА
Преимущества досудебного урегулирования
Досудебное урегулирование спора выгодно тем, что:
-
направлено на сохранение деловых отношений и репутации;
-
позволяет сэкономить время и избежать денежных затрат, которые требуются для судебного разбирательства (расходы на госпошлину, проведение экспертиз и оценок, сбор, ксерокопирование и пересылку документов, услуги адвоката);
-
принятое сторонами компромиссное решение будет отвечать интересам всех сторон. Вы можете уступить контрагенту (или он вам): предоставить отсрочку, предложить бартер, изменить условия договора на более лояльные и т. д.;
-
в спорах о защите прав потребителей даёт истцу (потребителю) право на дополнительное денежное возмещение – штраф в размере 50% от суммы, назначенной судом к взысканию, если его требования обоснованы, но не исполнены добровольно.
Кроме того, правильно составленная досудебная претензия – это уже 80% подготовки к судебному разбирательству, потому что содержит требования, расчёты и доказательства, которые будут в исковом заявлении.
ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ
Когда досудебная претензия обязательна?
Претензию досудебного урегулирования направлять обязательно, если такое условие есть в договоре или указано в законах (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, ст. 132 ГПК РФ, ст. 4 КАС РФ).
Например, досудебная претензия обязательна по спорам о взыскании денежных средств по договорам и сделкам, о взыскании обязательных платежей и санкций, расторжении договоров аренды, найма, банковского счёта и других, обжаловании решений органов власти и т.д. (подробно о категориях споров с обязательным претензионным порядком смотрите здесь).
Что можно требовать?
В зависимости от типа нарушений и санкций по договору и по закону, можно требовать:
-
выполнить работы, устранить недостатки;
-
компенсировать ваши затраты на устранение недостатков;
-
уменьшить стоимость работ или услуг;
-
оплатить оказанные вами услуги или выполненные работы с процентами за просрочку обязательств;
-
вернуть аванс;
-
обменять товар с недостатками, выполнить ремонт или вернуть деньги;
-
расторгнуть договор или изменить его условия и т.д.
В претензии указывают сумму основного долга и денежных компенсаций: неустойки, убытков (реального ущерба или упущенной выгоды), процентов за пользование вашими денежными средствами.
Но нужно помнить, что нельзя требовать все компенсации сразу. Например, одновременно неустойку и проценты. Мы поможем рассчитать, что более выгодно, в зависимости от категории и обстоятельств вашего спора.
Как правильно составить и направить досудебную претензию?
Как составить досудебную претензию? Подробно опишите требования, приведите расчёт и ссылки на законодательные нормы.
Чтобы верно рассчитать суммы требований, рекомендуем обратиться к специалистам. Однако если вы считали самостоятельно и допустили ошибку в расчётах, претензионный порядок будет соблюдённым. Суд примет исковое заявление, проверит и исправит расчёт. Но лучше сразу написать ходатайство об уточнении размера исковых требований.
Прикрепите доказательства долга и нарушений со стороны контрагента (уполномоченного органа, должностного лица). Укажите срок или дату, когда вам должны перевести деньги или устранить нарушения. Поставьте подпись, печать (если предусмотрено уставом). Обязательно укажите реквизиты сторон и реквизиты вашего банковского счета.
Как направить претензию? Претензия в порядке досудебного урегулирования направляется способом, который стороны указали в договоре.
Если такого условия нет, тогда на ваш выбор:
-
Отнесите лично по юридическому адресу. Попросите поставить отметку о принятии. Это должен сделать директор или уполномоченное лицо (убедитесь, что есть доверенность).
-
Направьте почтой по адресу, указанному в договоре. Получите выписку из ЕГРЮЛ, так как адрес мог поменяться. Если адреса не совпадают – направьте письма по адресу в договоре и юридическому адресу. Сохраните квитанции, опись вложения. Проследите, что на вашем экземпляре поставили отметку о принятии документов.
-
Направьте письмо и скан-копии доказательств по e-mail, если можно достоверно установить адресата и отправителя (лучше не использовать этот вариант, если он не прописан в вашем договоре).
В случае если претензия адресована должностному лицу или органу власти, то она подается в виде жалобы в вышестоящую инстанцию или орган, вынесший решение.
Сколько ждать ответ?
Ответ на досудебную претензия о возврате денежных средств должен поступить в срок не более 30 дней с того дня, как вы направили претензию (п.5 ст.4 АПК РФ). По спорам о защите прав потребителей – в течение 10 дней со дня получения претензии (ст.22 Закона №2300-1).
Если ответ не поступил, требования не были исполнены, поступил письменный отказ, должник перевел деньги частично, вы можете обратиться в суд.
Обязательно ли соблюдать претензионный порядок при подаче встречного иска?
Если досудебный порядок обязателен по закону или прописан в договоре, без предъявления претензии суд вернет встречный иск (Постановление АС Центрального округа № Ф10-6803/2019 по делу № А09-6765/2019 от 16.01.2020).