Если контрагент задерживает оплату, не выполняет работы в срок или периодически поставляет некачественную продукцию, не спешите идти в суд. Направьте досудебную претензию.
Так вы сможете сэкономить время, деньги и не участвовать в затяжных судебных разбирательствах.
Расскажем, как написать досудебную претензию и о чем предупредить контрагента, чтобы вам добровольно перевели деньги, выполнили работы или возместили ущерб без суда.
Зачем писать досудебную претензию?
Контрагент по телефону или e-mail просит подождать деньги за товар, обещает исправить недостатки работы, но результата нет? Не бойтесь испортить деловые отношения. Действуйте, используя доступные правовые рычаги. Практика показывает, что неформальные «дружеские» отношения в бизнесе неуместны. А слишком лояльные к нарушениям предприниматели многое теряют.
Поэтому писать досудебную претензию лучше сразу после того, как вторая сторона нарушила условия договора. Исполнит контрагент требования или нет в срок – неизвестно, а у вас уже будут готовые документы для суда.
Когда претензия обязательна, а когда желательна
Претензию лучше писать всегда, по любым нарушениям и любым договорам. Это шанс получить деньги и выполнение работ без суда. То есть, претензия всегда желательна.
Но во многих случаях она обязательна в силу закона или договора (если стороны прописали в договоре обязательный претензионный порядок). Если обратиться сразу в суд, вам вернут исковое заявление или оставят без рассмотрения (ст. ст. 129, 148 АПК РФ).
Когда досудебная претензия по договору обязательна в силу закона? – В спорах о взыскании обязательных платежей и санкций, о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, о заключении, изменении и расторжении договоров, а также в спорах, вытекающих из грузоперевозок и т.д.
Подробный перечень категорий споров с обязательным досудебным порядком смотрите здесь.
Что можно требовать?
В зависимости от нарушения и санкций по договору, можно потребовать от контрагента:
-
заплатить за оказанные услуги или выполненные работы;
-
вернуть аванс;
-
выполнить просроченные работы, оказать услуги;
-
уменьшить стоимость работ или услуг;
-
устранить недостатки или последствия некачественных работ и услуг;
-
расторгнуть или изменить условия договора.
Кроме того, в претензии нужно привести расчет денежных компенсаций. Их можно требовать выплатить сразу или предупредить, что компенсации будут взысканы в суде. Например, если поставщик первый раз задержал товар, можно «простить» и ограничиться предупреждением.
Итак, какие денежные компенсации можно требовать в претензии (а затем и в исковом заявлении):
- Неустойку (ст. 330 ГК РФ). Это штрафы в твердой сумме и пени в процентах от суммы долга или цены договора (изучите свой договор). Неустойка может полагаться по закону для отдельных видов договоров (аренды, долевого участия и других).
-
Убытки (п. 1 ст. 393 ГК РФ). Это расходы, которые вы понесли из-за того, что контрагент нарушил договор. Например, ваше имущество повредили или утратили (реальный ущерб), или вы не получили доходы, на которые рассчитывали (упущенная выгода).
-
Проценты за пользование чужими денежными средствами – можно требовать при неисполнении любого денежного обязательства и независимо от того, установлены ли проценты договором.
Проценты = сумма долга, не погашенная в срок * ключевая ставка ЦБ*кол-во дней просрочки / 365. Можно воспользоваться калькулятором.
Если неустойку и убытки можно требовать одновременно, то сразу и неустойку, и проценты – нет. Нужно выбрать, что более выгодно для вас (поможем посчитать).
Как написать досудебную претензию, и о чем предупредить контрагента?
Есть общие правила к документам и стандарт ГОСТ Р 7.0.97-2016.
Претензию пишем своими словами, но обязательно указываем реквизиты своей компании (адрес ИП) и контрагента, описываем ситуацию, приводим требования со ссылками на нормы законов, расчеты сумм требований, компенсаций и документальные доказательства в виде списка приложений.
Внизу указываем реквизиты банковского счета, куда контрагент может перевести деньги. Далее дата и роспись директора (уполномоченного лица).
Образец претензии можно скачать в формате Word под данной статьей.
Опишите в претензии не только негативные последствия неисполнения обязательств, но и преимущества добровольного исполнения. Например: «Добровольное выполнение требований в 30-дневный срок поможет избежать судебного разбирательства, дополнительных расходов с обеих сторон, создаст предпосылки для дальнейшего сотрудничества».
Зарегистрируйте претензию в журнале учета исходящей корреспонденции.
ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ
Сколько ждать ответ?
30 дней – оптимальный срок ожидания ответа на любую претензию, однако более короткий срок может быть установлен договором. Подождали, ответа нет – идем в суд.
Если вам предложили новые условия, и вы подписали соглашение, то не сможете требовать неустойку и штраф.
Если нет договора, можно написать претензию?
Если на руках нет договора – вы его просто не заключали на бумаге, но по факту работа идет, услуги оказываются, писать претензию можно. Подтвердить наличие правоотношений можно, если есть переписка по e-mail, заявки, счета и чеки об оплате, путевые листы и т. д.