Дополнительные страховые взносы в системе обязательного пенсионного страхования

Услуги по теме
Юридические консультации
от 3 000 руб/час
Кадровое делопроизводство
от 500 руб/мес

Вопросам порядка исчисления, уплаты и последующего получения дополнительных пенсионных взносов посвящен специально принятый Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", основные положения которого вступают в силу с 1 января 2009 г. В соответствии с Законом N 56-ФЗ если ранее добровольно платить пенсионные взносы могли только лица, не участвующие в системе обязательного пенсионного страхования, то с 1 октября 2008 г. добровольные пенсионные взносы уплачивать смогут и лица, подпадающие под обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, Федеральным законом от 30.04.2008 N 55-ФЗ в ряд законодательных актов внесены связанные с этим изменения.

Дополнительные пенсионные взносы

В ст. 2 Закона N 56-ФЗ под застрахованным лицом понимается лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Планируется, что к 2013 г. численность добровольных плательщиков по Закону N 56-ФЗ достигнет 7,28 млн человек.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ у лиц 1966 года рождения и старше вся сумма страховых платежей идет на финансирование страховой части трудовой пенсии. Только те лица, которые родились в 1967 г. и позднее, формируют накопительную часть будущей пенсии. Поскольку в Законе N 56-ФЗ не установлены специальные ограничения, уплачивать такие взносы, по мнению автора, могут и те, и другие категории граждан.

Уплата дополнительных пенсионных взносов будет осуществляться самим застрахованным лицом через кредитную организацию или через работодателя. Также сам работодатель вправе принять решение об уплате взносов в пользу застрахованных лиц. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 56-ФЗ указанное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

Здесь следует обратить внимание на то, что термин "работодатель" используется в Законе N 56-ФЗ в более широком значении, чем в трудовом законодательстве, а именно как лицо, являющееся для указанного застрахованного лица страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ. Напомним, что согласно ст. 20 ТК РФ работодателем является физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. В частности, к страхователям по обязательному пенсионному страхованию отнесены:

  • лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;
  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

КАДРЫ -Кадровые услуги общие КАДРЫ -Кадровые услуги общие

Законом N 56-ФЗ не предусмотрена возможность уплаты добровольных пенсионных взносов одним физическим лицом в пользу другого лица как при заключении договоров негосударственного пенсионного обеспечения, так и при заключении договоров пенсионного страхования.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. и доп. от 20.04.2008) договор негосударственного пенсионного обеспечения - соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.

Как и ранее лица, не входящие в систему обязательного пенсионного страхования, смогут уплачивать пенсионные взносы в добровольном порядке. С 1 октября 2008 г. осуществлять дополнительные платежи смогут и физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование.

Остальные категории лиц, имеющих право уплачивать пенсионные взносы (не охваченные системой обязательного пенсионного страхования), не изменились. В частности, к таким категориям отнесены (ст. 29 Закона N 167-ФЗ (в ред. Закона N 55-ФЗ):

  • граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя;
  • физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Законом N 167-ФЗ;
  • застрахованные лица, уплачивающие страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в части, превышающей сумму установленного минимального размера фиксированного платежа.

Платежи по дополнительным пенсионным взносам по Закону N 56-ФЗ осуществляются в те же сроки, что и взносы на обязательное пенсионное страхование.

Насколько выгодно платить сейчас, чтобы получать потом

Сколько застрахованное лицо будет получать в будущем с внесенных в настоящее время дополнительных пенсионных взносов пока, к сожалению, не известно.

Дополнительные пенсионные взносы относятся к накопительной части пенсии, порядок исчисления которой регулируется Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30.04.2008).

Согласно п. 9 ст. 14 Закона N 173-ФЗ размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица (ПН) на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии (Т). На сколько месяцев следует делить, должно быть установлено федеральным законом, который еще не принят.

В настоящее время застрахованные лица могут ориентироваться на суммы, которые они сами уплатят, а также на положения ст. ст. 12 и 13 Закона N 56-ФЗ.

Так, в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты дополнительных пенсионных взносов, но не менее 2000 руб., из Федерального бюджета через ПФР отчисляются взносы на софинансирование пенсионных накоплений. Размер таких взносов определяется исходя из уплаченных застрахованным лицом дополнительных пенсионных взносов за истекший календарный год, но не более 12 000 руб. в год.

Для застрахованных лиц, достигших пенсионного возраста (60 лет - мужчины и 55 лет - женщины) и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, взнос на софинансирование определяется исходя из четырехкратной суммы уплаченных дополнительных пенсионных взносов, но не более 48 000 руб. в год.

Увеличение суммы софинансирования направлено на стимулирование продолжения трудовой деятельности по достижении пенсионного возраста. Такой порядок распространяется на лиц, продолжающих трудовую деятельность после достижения возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с положениями Закона N 173-ФЗ, при условии отказа от назначения трудовой пенсии. 

ЮРИСТ - Юр.обслуживание ЮРИСТ - Юр.обслуживание

Для получения права на софинансирование пенсионных накоплений необходимо начать платить дополнительные пенсионные взносы в период с 1 октября 2008 г. до 1 октября 2013 г. (п. 1 ст. 12 Закона N 56-ФЗ).

Что касается взносов самого застрахованного лица, их размер определяется самостоятельно и может быть заявлен в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (если уплата происходит через работодателя). Законом N 56-ФЗ предусмотрено право застрахованного лица прекращать либо возобновлять, а также изменять размер уплачиваемого добровольно пенсионного взноса.

Налоговые преференции

Уплаченные дополнительные пенсионные взносы подлежат обложению НДФЛ с предоставлением частичных освобождений.

Во-первых, дополнительные пенсионные взносы, уплаченные самим застрахованным лицом, могут включаться в сумму социальных вычетов по НДФЛ, но в совокупности со всеми остальными социальными вычетами - не более 120 000 руб. в год (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ (в ред. Закона N 55-ФЗ)). Такой социальный вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных пенсионных взносов, либо при представлении налогоплательщиком справки налогового агента об уплаченных им суммах, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика.

При заключении договора негосударственного пенсионного обеспечения или договора пенсионного страхования социальный вычет предоставляется и в случае, когда взнос уплачен в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)) (пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Во-вторых, взносы на софинансирование пенсионных накоплений, а также взносы работодателя, уплачиваемые в пользу застрахованного лица, не подлежат обложению НДФЛ. При этом законодателем установлен лимит необлагаемых взносов работодателя, а именно не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы (п. п. 38, 39 ст. 217 НК РФ, введены Законом N 55-ФЗ).

Если за застрахованное лицо платит кто-то другой, то более привлекательным являются взносы по договорам на пенсионное страхование и негосударственного пенсионного обеспечения, которые освобождены от обложения НДФЛ в полном объеме (п. 3 ст. 213, п. 1 ст. 213.1 НК РФ).

Наконец, трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, не подлежат налогообложению НДФЛ (п. 2 ст. 217 НК РФ). Действительно, взнос, уплачиваемый на основании Закона N 56-ФЗ, является дополнительным страховым взносом на накопительную часть трудовой пенсии.

В этом вопросе налоговые преференции являются существенным плюсом при выборе варианта инвестирования средств в пенсионные накопления, поскольку суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями, а также физическими лицами в пользу других лиц, облагаются НДФЛ. Только в том случае, если договор негосударственного пенсионного обеспечения заключен физическим лицом в свою пользу, суммы пенсий освобождаются от налога (п. п. 1, 2 ст. 213.1 НК РФ). Аналогичная ситуация имеет место и при выплатах по договорам пенсионного страхования. 

ЮРИСТ - Договорная работа ЮРИСТ - Договорная работа

Что касается ЕСН, налогом не облагаются взносы работодателя, уплачиваемые в пользу застрахованного лица, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы (пп. 7.1 п. 1 ст. 238 НК РФ, введен Законом N 55-ФЗ).

В случае уплаты взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования работодателю придется заплатить ЕСН (п. 1 ст. 237 НК РФ).

Работодатели, уплачивающие налог на прибыль смогут учесть суммы взносов, уплаченных в соответствии с Законом N 56-ФЗ в расходах на основании п. 16 ст. 255 НК РФ, но не более 12% суммы расходов на оплату труда. При этом в расчете учитывается вся сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая в том числе по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения.

К сожалению, как и ранее, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не могут включать в расходы дополнительные пенсионные платежи. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налоговую базу можно уменьшить только на сумму расходов на все виды обязательного страхования работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также не были сняты ограничения для плательщиков УСН (в том числе УСН на основе патента) и ЕНВД на уменьшение сумм налога (оплаты патента) на добровольно уплаченные взносы в ПФР. Как и ранее, право на уменьшение налога может быть реализовано только в отношении взносов на обязательное пенсионное страхование, а также выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (п. 3 ст. 346.21, п. 10 ст. 346.25.1, п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

Такая позиция недавно была выражена Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 05.12.2007 N 8919/07. В частности, судьями было разъяснено: "поскольку уплата страховых взносов в части, превышающей сумму определенного законом обязательного к уплате фиксированного платежа (150 руб. в месяц), осуществляется на основании договора с Пенсионным фондом, заключаемого добровольно, то, исходя из пункта 2 статьи 346.32 НК РФ, индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, не вправе применять в качестве налогового вычета сумму взносов, уплаченных добровольно в соответствии с договором".

Вопросы документального оформления

Для уплаты дополнительных пенсионных взносов застрахованному лицу необходимо подать заявление в территориальный орган ПФР лично по месту его жительства или через своего работодателя (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона N 56-ФЗ).

Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в порядке, определенном пп. 1 - 3 п. 4 ст. 32 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30.04.2008), в частности:

  • нотариусом или в порядке, установленном п. 3 ст. 185 ГК РФ;
  • должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации в случаях, если застрахованное лицо находится за пределами Российской Федерации;
  • органом (организацией), с которым у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.

АУДИТ - Аудитские услуги АУДИТ - Аудитские услуги

Когда заявление передано через работодателя, то последний в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения заявления, направляет его в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.

Если работодатель исчисляет и уплачивает добровольные пенсионные взносы, то на него возлагается обязанность ведения реестра застрахованных лиц. Сформированный реестр представляется в территориальный орган ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в котором производились такие платежи. Требования к содержанию реестра изложены в п. 4 ст. 9 Закона N 56-ФЗ.

Работодатели, у которых среднесписочная численность превышает 100 человек, передают полученные заявления и предоставляют реестр застрахованных лиц в электронном формате (п. 4 ст. 4, п. 7 ст. 9 Закона N 56-ФЗ).

С 1 января 2009 г. при реорганизации, ликвидации юридического лица, а также в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР реестра застрахованных лиц (п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп. от 30.04.2008).

В случае самостоятельной уплаты добровольных пенсионных взносов застрахованное лицо в те же сроки, т.е. не позднее 20 дней со дня окончания квартала, представляет заверенные копии платежных документов в территориальный орган ПФР.

"Финансовая газета", 2008, N 35  А.Талаш К. э. н. ООО "РосКо"

НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!!! Мы в соцсетях НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!!! Мы в соцсетях