Каждому исполнителю, наверное, приходилось иметь дело с недобросовестными заказчиками. Работы сданы вовремя или услуги полностью оказаны, все сроки для оплаты давно прошли, а денег все нет. Как быть в такой ситуации? Давайте вместе поищем варианты решения этой проблемы.
1. Что нужно сделать до заключения договора, чтобы по возможности избежать ситуаций с неоплатой выполненных работ (оказанных услуг)?
Проблему всегда легче предотвратить, чем решать, когда она уже появится, поэтому при заключении договора с контрагентом нужно быть особенно внимательным и тщательно продумать процесс оплаты.
Возможно несколько вариантов:
-
предоплата или частичная предоплата работ (услуг, товара);
-
оплата после приемки работ (услуг), получения товара.
Во всех случаях важно четко указать сроки предполагаемой оплаты, привязав их к определенному моменту. Например, прописать, что деньги должны быть перечислены в течение 5 календарных дней после подписания договора, или в течение 5 рабочих дней после подписания заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ. Другими словами, в договоре не должно быть неопределенности.
Стоит также уделить внимание тому, в какой момент обязанность по оплате работ, услуг будет считаться исполненной. Здесь тоже могут быть варианты. Чаще всего момент исполнения совпадает с моментом списания денежных средств со счета заказчика или с момента поступления денег на счет исполнителя (второй вариант для исполнителя предпочтительнее).
2. Что делать, если сроки прошли, заказчик принял работы, услуги, а денег не перечисляет?
Если несмотря на все предпринятые меры заказчик все же тянет время и не оплачивает принятые работы (услуги, товар), стоит поторопить его посредством направления претензии.
В претензии нужно указать:
-
номер договора и дату его заключения;
-
наименования сторон;
-
когда были произведены работы (оказаны услуги, поставлен товар). Тут нужно учитывать, что даже если работы по каким-либо причинам выполнены не полностью (услуги оказаны только частично или товар поставлен не весь), то оплату за исполненную часть обязательства все равно можно требовать;
-
в течение какого времени должна была быть совершена оплата, на сколько дней заказчик ее просрочил к моменту составления претензии, а также указать реквизиты для перечисления денежных средств. Если в договоре условие о сроке оплаты указать забыли, то в соответствии со ст. 314 ГК РФ оплата должна быть произведена в течение 7 дней с момента, когда исполнитель предъявил требование об этом;
-
свои требования, например, "произвести оплату выполненных работ.
Нужно иметь в виду, что помимо взыскания суммы основного долга, исполнитель в случае просрочки заказчиком оплаты вправе потребовать также взыскания неустойки. Размер неустойки может быть установлен договором (обычно в процентном соотношении от общей суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки). Если в договоре о неустойке ни слова не сказано, можно взыскать с заказчика законную неустойку (рассчитать ее можно, воспользовавшись специальными калькуляторами в Интернете).
3. Что делать, если заказчик отказывается принимать работы (услуги), ссылаясь на их некачественность?
Это более сложная ситуация, чем, когда работы, услуги или товар приняты.
4. Как направить претензию?
Направить заказчику претензию можно одним из следующих способов:
-
по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения по адресу заказчика, указанному в договоре, либо в выписке из ЕГРЮЛ, либо по последнему известному адресу, о котором контрагент извещал.
-
передать лично в руки представителю заказчика, имеющему на то соответствующие полномочия, либо самому заказчику-физическому лицу;
-
по электронному адресу, но только в том случае, если договором предусмотрено такое условие.
5. Обязательно ли направлять претензию?
Если обе стороны договора - юридические лица, то направление претензии является обязательным этапом досудебного урегулирования спора. Пренебрегая этим этапом, исполнитель рискует получить отказное решение суда. Например, в 2017 году Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отказал в иске только потому, что истцом не был соблюден претензионный порядок, необходимый для дел такой категории (дело №А32-2136/2017).
6. Что делать, если заказчик все равно не платит и после претензии?
Результатом направления претензии может стать произведение оплаты, отказ оплачивать выполненные работы (оказанные услуги, поставленный товар) или молчание.
Во втором и третьем случаях исполнителю стоит обращаться в суд. Для этого нужно собрать доказательства, подтверждающие факт исполнения обязательства, то есть работ и услуг (это могут быть акты выполненных работ, оказанных услуг, выставленные счета т.д.), и подготовить исковое заявление (в Интернете легко найти множество шаблонов подобных документов).КОНТРАГЕНТ ИГНОРИРУЕТ ПРЕТЕНЗИЮ. КАК ОБЕРНУТЬ ЕГО МОЛЧАНИЕ В СВОЮ ПОЛЬЗУ?