Главной задачей товарного знака является индивидуализация товара, чтобы потребитель легко его запомнил, распознал среди других товаров. Обозначение товарного знака может быть не только в виде изображения, но и словесным, объемным либо сочетанием нескольких способов. Так, примерами товарных знаков являются знакомые ноты радиостанции «Европа плюс», яблочная эмблема Apple, изображение Coca-Cola, различные слоганы.
Что является нарушением права на товарный знак?
Законом запрещается использовать без разрешения правообладателя чужой товарный знак либо схожие до степени смешения товарные знаки для однотипных товаров, услуг (ст.1484, ст.1515 ГК РФ).
В этом случае правообладатель может взыскать с нарушителя существенную компенсацию. Например, за незаконное использование товарного знака в доменном имени, с нарушителя взыскана компенсация в размере 2,5 млн рублей (определение ВС РФ от 05.04.2022 г. №307-ЭС22-2890).
Правообладателем может быть заключен лицензионный договор в части использования товарного знака. Нарушением будет являться использование лицензиатом товарного знака за пределами полномочий лицензионного договора.
Что значит схожесть товарных знаков?
Сходство товарных знаков означает ассоциацию с другими товарными знаками, торговыми марками. Ярким примером являются многочисленные претензии к владельцу крупнейшей сети ресторанов быстрого питания «Вкусно – и точка».
Но, в отличие от чеченского предпринимателя, недовольство схожестью преемников бизнеса Макдональс не дошло до спора в Роспатенте. Бизнесмен из Чечни, развивающий сеть ресторанов «ТОЧКА it's fine», обратился в Коллегию Роспатента по поводу того, что сеть ресторанов «Вкусно – и точка» планировало открыть ресторан в Чечне. Поводом для обращения явилась путаница у потребителя названия, т.к. оба бренда работают в одной сфере – в ресторанном бизнесе.
15 мая 2023 г. Роспатентом было вынесено решение, что названия брендов фонетически и по смыслу имеют различное значение. Коллегия Роспатента, рассматривая возражения заявителя, определило, что синонимом словосочетания «Вкусно – и точка» является выражение «Приятно на вкус, и это все».
А 18 мая 2023 г. в Роспатент поступило еще одно возражение компании, работающей под брендом «Еда – и точка!».
Что делать, если правообладатель предъявил бизнесмену претензии?
Бывает так, что бизнесмену «как снег на голову» получена претензия о том, что он нарушает права на чужой товарный знак. Даже если есть основания полагать, что факты, изложенные в претензии, являются надуманными, игнорировать ее нельзя.
Дело в том, что досудебный порядок необходим в случае дальнейшего заявления требований о возмещении убытков либо выплате компенсации в суде. А размер компенсации может составлять до 5 млн рублей либо 2-х кратной суммы незаконного товара. Сумма штрафа может достигать 200 тысяч рублей.
При этом правообладатель должен доказать лишь факт нарушения, а суд определяет компенсацию исходя из характера нарушения. Например, известность товарного знака публике, степень вины нарушителя (определение ВС РФ от 05.04.2022 г. №307-ЭС22-2890, п.61 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 г. №10).
Правообладатель может также потребовать уничтожить товары, удалить информацию или сайт с одинаковым доменным именем. За незаконное использование чужого бренда может грозить и уголовная ответственность, если правообладателю причинен крупный ущерб либо такое деяние совершается неоднократно (ст.180 УК РФ).
Поэтому для начала бизнесмену нужно внимательно изучить характер претензии. Возможно, что бизнесмену пишут его конкуренты.
В первую очередь, нужно проверить на сайте ФИПС регистрацию товарного знака в Роспатенте. Это можно сделать на сайте Федерального института промышленной собственности, выбрав реестр «Российские товарные знаки». Далее ввести название товарного знака, и если он зарегистрирован, то можно узнать сведения о его правообладателе.
Затем нужно проверить действительность доверенности, которая прилагается к претензии, на сайте Федеральной нотариальной палаты.
После этого нужно проверить действительно ли используется чужой товарный знак. Например, обратиться за помощью сходства обозначений товаров можно к патентному поверенному.
Если у бизнесмена разные виды деятельности с правообладателем, то нарушений нет. Например, правообладатель использует товарный знак в сети закусочных, а бизнесмен – в розничном магазине по продаже промышленных товаров.
В том случае если нарушение действительно имело место, нужно пресечь возможность дальнейшего использования чужого товарного знака. Например, удалить упоминание в сети Интернет, снять вывеску.
А в дальнейшем, проработать вопрос заключения лицензионного договора с правообладателем.ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА