Cоставление финансовой и бухгалтерской отчетности дело ответственное, требует от специалиста высокой квалификаций, опыта. А еще нужно тщательно следить за изменениями законодательства РФ. Тем, кому требуется подтверждение о корректности составленной отчености, могут воспользоваться услугами от профессионалов – аудиторов, занимающихся предоставлением аудиторских заключений.
Что же нужно знать об аудиторском заключении
Если рассказывать простыми словами, аудиторское заключение – это не просто документ, несущий юридическую силу, а настоящая палочка-выручалочка бухгалтеров и руководителей фирм. По большей части он придуман, чтобы аудитор зафиксировал свое мнение относительно произведенной проверки. А именно о соответствии: предоставленной отчетности, правильности составления документов, сопровождающих операции хозяйственной деятельности. Черпать информацию из заключения в своих целях могут разные пользователи, как внутренние, так и сторонние.
Нелегкий труд аудитора
Попасть на предприятие аудитор может таким образом:
- при обязательной проверке;
- спровоцированная собственником объекта проверка;
- по специальному заданию.
Отметим, что смысл работы аудитора определить степень правдивости данных фин отчетности конкретного предприятия. Этот критерий крайне важен, так как бухгалтерская отчетность является основанием для принятия управленческих решений, влияющих на дальнейшую судьбу предприятия. Аудит помогает вести документацию и отчетность правильно, согласно законам и стандартам бух учета.
Аудитор является ответственным за выполнение своей деятельности, выражающейся в следующем:
- В высказанном мнении относительно работы предприятия - заказчика;
- Должен следовать нормативным актам и законам.
- Осуществлять проверки, учитывая международные стандарты аудита;
- Обеспечивать соответствие аудиторского заключения единым нормам касательно формы и структуры документа.
Ознакомимся со структурой
В целом заключение освещает итог проверки. Его содержание различно, также как и отличаются проверяемые предприятия. Но структура отчета имеет единую форму и неизменные пункты, которые непременно должны быть освещены в любом виде заключений.
Стандарт No 6 - нормативный акт, на который нужно ориентироваться аудитору во время проверки
Заключение не будет правомочным, если не будет содержать следующие пункты:
- Наименование.
- Кому адресован документ.
- Информацию о лице, проводящий аудит.
- Сведения об объекте аудита.
- Введение.
- Объемы аудита. Расчеты.
- Вывод.
- Дата.
- Подписи сторон.
Сведения об аудиторе должны содержать информацию о лицензии на проведение аудита. Необходимо проверить срок действия документа.
Информация об объекте проверки должна содержать организационно-правовую форму деятельности предприятия, место расположения, данные о регистрации в государственных органах статистики.
Введение представлено краткой характеристикой предприятия и множеством дополнений, на основании которых и производилась проверка. Как правило, к этим документам относят первичку, баланс и другие формы отчетности.
В той части заключения, в которой отражены объемы аудита, отражают то, какие статьи и проводки будут проверяться, расчеты, дающие возможность дать объективную оценку проверке.
Вывод – это часть, которая содержит мнение аудитора и рекомендации.
Дата заключения – это число, когда был окончен аудит. Для любой из сторон принципиально важно зафиксировать данную дату, ведь за те все операции и движение денежных средств, осуществимые позже, аудитор уже отвечать не будет.
Заключение подписывают обе стороны: аудитор и представитель, либо руководитель проверяемого предприятия.
Несколько слов о видах заключения
Положительное
Это заключение выдается только при идеальном положении дел. Аудитор признает, что ему не к чему придраться, все составлено согласно законам. Тут только можно поаплодировать высокому профессионализму бухгалтера, который обслуживает предприятие.
Но такое идеальное положение дел бывает очень редко. Чаще аудитор находит мелкие недочеты, состоящие из следующих нюансов:
- не состыковки в учетной политике;
- несовершенные методики; ее реализации;
- отражения не всех данных в отчете.
- Любые сомнения аудитора будут указаны в заключении.
Модифицированное заключение
Такого типа документ варьируется от степени обнаруженных проблем. Если возникли разногласия, которые не влияют на мнение аудитора, то в модифицированном заключении просто будет привлечено к проблеме особое внимание. А ее решение и действия направленные изменение описанной в заключении ситуации, останутся на совести руководителя.
Более серьезные недочеты находят свое отражение в модифицированном заключении, которое может быть с оговоркой, с отказом от мнения или вовсе отрицательное.
Заключение с оговоркой выдается тогда, когда не хватает доказательной базы, чтобы подтвердить полностью достоверность отчетности, но и утверждать что отчетность ведется неверно нельзя.
Отказ в выдаче заключения может последовать, если аудитору не было предоставлено необходимых документов для проверки, на основании которых можно делать какие-либо выводы.
Отрицательное мнение описывается в заключении, если проверяющие нашли вопиющие ошибки, и если они растянуты во времени. Грубейшие нарушения законодательства естественно не пропустит ни один аудитор и отразит данный факт в своем отчете.
Дата в аудиторском заключении – почему она так важна
Дата подписания заключения должна быть тождественна дате завершения аудита. Это очень важно потому что, происходящие события после могут повлиять на финансовые результаты. Но в свою очередь за эти операции, аудитор ответственности уже не несет. Но согласно Стандарту № 10, рассказывающем о Событиях после отчетной даты, аудитору нужно понимать, что не все хозяйственные операции, о которых стало известно позже не можно оставлять без внимания. Некоторые из них нужно учесть и даже откорректировать заключение. Особенно если операция была произведена после окончания аудита, но до даты подписания аудиторского заключения. Если выплыла операция, о которой не было известно в момент проведения аудита, ее также нужно включить в отчетность аудиторов, так как без нее нельзя будет оценить реальное положение дел на предприятии.
В целом различают три вида событий, которые имели место после подписания отчетности
- Операции, которые отражены до подписания заключения.
- События, которые произошли после составления заключения, но раньше, нежели отчет попал в руки пользователям.
- Фин-хоз операции, которые всплыли после сдачи отчета.
АУДИТ И ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
Первый вид событий влияет на вид итогового заключения. Аудитор собирает доказательства того, что финансово – хозяйственная операция произошла действительно до даты подписания заключения. Также данный факт может спровоцировать корректировку финансовой отчетности предприятия, а аудитор должен проверить раскрыто ли это событие в полной степени в бухгалтерской отчетности предприятия.
Если событие, которое должно было найти отражение в отчетности, было выявлено ближе к новому отчетному периоду, то пересматривать текущую отчетность не нужно. Необходимо просто включить его в баланс за текущий отчетный период. Финансово-хозяйственную операцию нужно просто внести в новый отчет и тогда актуальность в пересмотре аудиторского заключения просто теряется.
Последующие события в деятельности предприятия очень важны, особенно те, которые влияют на финансовый результат. Руководитель предприятия, как никто должен понимать степень ответственности за свои решения по поводу коррекции отчетности и соответственно ее достоверности. А аудитор должен отвечать за свое мнение и выданную оценку относительно этих событий.