Федеральными законами от 02.04.2014 г. №52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту - Закон №52-ФЗ) и от 02.04.2014 г. №59-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС» (далее по тексту - Закон №59-ФЗ) внесены изменения в отдельные положения НК РФ и Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС ПФ, ФФОМС» от 24.07.2009 г. (далее по тексту - Закон №212- ФЗ).
Отмена сообщений об открытии (закрытии) счетов
В настоящее время сведения об открытии (закрытии) счетов налогоплательщиков представляют в налоговые инспекции, внебюджетные фонды как сами налогоплательщики, так и банки.
С 1 мая 2014 г. у налогоплательщиков отменяется обязанность информировать внебюджетные фонды (ст. 5 Закона №59-ФЗ), а со 2 мая 2014 г. - налоговую инспекцию об открытии (закрытии) счетов в банках (пп. «б» п.1 ст.1 Закона №52-ФЗ).
В связи с принятием Законов №52-ФЗ и №59-ФЗ утрачивают силу ст. 118 НК РФ и ст. 46.1 Закона №212-ФЗ, устанавливающие ответственность за нарушение налогоплательщиком срока представления сведений об открытии (закрытии) счетов в банках.
При этом расширяется обязанность самих банков сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов клиентов. Так, с 1 июля 2014 г. у банков возникает обязанность сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения информацию об открытии (закрытии)банковского счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа (пп. «а» п.7 ст.10 Федерального закона от 28.06.2013 г. №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям»).
Новые обязанности налогоплательщика - физического лица
Следующий блок поправок вменяет новую обязанность для физических лиц в части уплаты имущественных налогов. Сейчас налогоплательщик - физическое лицо получает от налоговых органов единое уведомление по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 05.10.2010 г. №ММВ-7-11/479@, на уплату транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц.
На практике в налоговых органах зачастую отсутствует актуальная информация о совершенных физическим лицом регистрационных действиях с имуществом, что приводит к искажению начисленных имущественных налогов. Так, например, физическое лицо, сняв несколько лет назад транспортное средство с учета в ГИБДД все равно получает уведомление на уплату транспортного налога.
Исходя из принципа «спасение утопающих - дело рук самих утопающих!», для налогоплательщиков - физических лиц в определенных случаях введена обязанность с 1 января 2015 г. самостоятельно сообщать в налоговую инспекцию сведения о наличии у них объектов налогообложения транспортным, земельным налогом и налогом на имущество (п. 2.1 ст. 23 НК РФ, ст. 7 Закона №52-ФЗ). Представим перечень таких ситуаций в виде схемы:
Срок представления указанного сообщения о наличии объектов налогообложения - до 31.12.2015 г. К сообщению физическое лицо должно приложить копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документы, подтверждающие государственную регистрацию транспортных средств (пп. «в» п.1 ст.1 Закона №52-ФЗ).
В силу п.2 ст. 52 НК РФ налоговая инспекция не позднее 30 рабочих дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление. По новым правилам (п.3 ст.52 НК РФ - вступает в силу 02.05.2014 г.) в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. При неполучении в указанный срок уведомления налогоплательщик - физическое лицо должен направить сообщение в налоговый орган до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Теперь перейдем к рассмотрению налоговых санкций за нарушение установленного порядка представления сообщения.
Согласно новой редакции статьи 129.1 НК РФ (дополнена п.3) неправомерное непредставление(несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органусообщения влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение. Такая ответственность наступает с 1 января 2017 года (п. 3 ст. 7 Закона №52-ФЗ).
Таким образом, до 1 января 2017 г. НДФЛ будет исчисляться с года представления физическим лицом сообщения, после этой даты - не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п.2 ст.52 НК РФ). При перерасчете налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении (п. 6 ст.58 НК РФ). В случае если налоговая инспекция, начиная с 2017 года, обнаружит неучтенный объект налогообложения у физического лица, то она вправе доначислить НДФЛ, пени и штрафы за период нахождения такого имущества в собственности физического лица, но не более трех лет (п.12 ст.1 Закона №52- ФЗ).
Новая налоговая обязанность для плательщиков УСН и ЕНВД
На сегодняшний день плательщики УСН и ЕНВД (в части основных средств, используемых во «вмененной» деятельности) освобождены от уплаты налога на имущество (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
А с 01.01.2015 г. в отношении ряда объектов недвижимого имущества такими налогоплательщиками будет уплачиваться налог на имущество.
Согласно внесенным поправкам в п. 1 и п. 3 ст. 2 Закона №52-ФЗ, освобождение от уплаты налога на имущество не распространяется на объекты недвижимости, налоговая база по которым в части расчета налога на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Перечень таких объектов недвижимого имущества прописан в п. 1 ст. 378.2 НК РФ:
- административно-деловые и торговые центры, а также помещения в них;
- нежилые помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не связанных с их деятельностью через постоянное представительство.
Новый порядок определения налоговой базы для плательщиков УСН и ЕНВД вступает в силу с 01.01.2015 г.
Однако для применения нововведений уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ должны быть выполнены следующие действия:
- проведена кадастровая оценка объектов недвижимости и утверждены результаты этой оценки (п. 2 ст. 378.2 НК РФ);
- внесены изменения в региональные законы о налоге на имущество организаций до 1 декабря 2014 г. (ст. 5 и ст. 372 НК РФ);
- размещен на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечень объектов недвижимости, в отношении которых налог на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости - не позднее 1-го числа очередного налогового периода, т.е. до 1 января 2015 г. (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
В случае невыполнения приведенных условий, плательщики УСН и ЕНВД не должны в 2015 г. уплачивать налог на имущество (пп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, п. 6 ст. 3 НК РФ).
Так, Правительство г. Москвы определило перечень объектов недвижимого имущества в части которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Указанный перечень объектов недвижимого имущества размещен на сайте https://www.mos.ru/documents (в приложении к постановлению Правительства г. Москвы от 29.11.2013 г. №772-ПП).
Узнать кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества можно на портале Росреестра (https://www.rosreestr.ru, раздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме он-лайн»), а также обратившись в Кадастровую палату или районные отделы.
Систематизируем основные правила, который налогоплательщик должен учитывать при расчете налога на имущество:
Кадастровая стоимость недвижимого имущества: |
|
Определена |
Налоговая база определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в Перечне, как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. Изменение кадастровой стоимости, связанное с изменением качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы только со следующего налогового периода. |
Не определена |
Если объект недвижимого имущества не включен в перечень на 1-ое число соответствующего налогового периода, - налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости объекта по данным бухгалтерского учета (плательщиками ЕНВД и УСН не уплачивается налог на имущество), за исключением следующих случаев: 1. Если кадастровая стоимость помещения не определена, но определена кадастровая стоимость здания, в котором находится помещение (здание указано в перечне), то налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания. 2. Если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества иностранной организации (объектов, не связанных с деятельностью иностранной организации на территории РФ через постоянное представительство) не определена, то налоговая база считается равной нулю. |
Максимальные ставки налога (ст. 380 НК РФ): |
|
Для федерального города Москвы |
2015 г. - 1,7%; 2016 г. и последующие годы - 2%. |
Для иных субъектов РФ |
2015 г. - 1,5%; 2016 г. и последующие годы - 2%. |
Субъекты РФ самостоятельно устанавливают конкретные размеры налоговых ставок в пределах, установленных НК РФ. Мосгордумой 20 ноября 2013 года был принят Закон «О внесении изменений в Закон г. Москвы от 05.11.2003 г. №64 «О налоге на имущество организаций».
Согласно внесенным изменениям налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества:
- в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5 000 кв. метров и помещений в них (за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если они, за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.
Налоговые ставки для расчета налога в отношении приведенных объектов недвижимости составят:
в 2015 году - 1,2%, в 2016 году - 1,5%, в 2017 году - 1,8%, в 2018 году и последующие годы - 2%.
Законом Московской области от 21.11.2003 г. №150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» предусмотрены следующие налоговые ставки для расчета налога от кадастровой стоимости недвижимого имущества:
в 2015 году - 1,5%, в 2016 году и последующие годы - 2%.
Введение нового порядка налогообложения приведет к увеличению налоговой нагрузки для собственников такого имущества и возможному росту арендных ставок для арендаторов.
А с учетом аврального объема работ при проведении кадастровой оценки объектов недвижимости, возможно наличие технических ошибок.
Кроме того, еще не утихли многочисленные споры по оспариванию кадастровой стоимости земельных участков вследствие многократного завышения стоимости последних.
Напомним, что значительное увеличение кадастровой стоимости земельных участков в 2011-2012 гг. произошло в связи с вступлением в силу постановлений региональных правительств субъектов РФ, которыми утверждены результаты оценки земельных участков.
И рассуждения о том, что переоценка кадастровой стоимости стала реалистичнее и приблизилась к рыночной, не выдерживают никакой критики. Напротив, в сегодняшней ситуации кадастровая стоимость значительно превышает рыночную. В итоге практически все собственники земельных участков вынуждены с 2012 года (в ряде регионов еще раньше) платить более высокий земельный налог.
Саму кадастровую стоимость собственники недвижимого имущества успешно оспаривают в судебном порядке, который включает в себя три этапа:
I этап
Оценка стоимости участка. На первом этапе проводится предварительное заключение, после которой собственник может принять решение: а стоит ли овчинка выделки? Если оценка покажет существенные расхождения (более 30%), тогда имеет смысл оспорить результаты определения кадастровой стоимости в судебном порядке.
II этап
Подтверждение правдивости отчета оценщика независимой экспертизой. Отчет оценщика должен пройти экспертизу в саморегулируемой организации.
III этап
Собственно подготовка искового заявления в суд об установлении кадастровой оценки земельного участка равной его рыночной стоимости.
Вторая волна споров связана с порядком применения новой (рыночной) стоимости для расчета земельного налога.
На практике налоговые органы, несмотря на многочисленные письма Минфина РФ (от 19.12.2012 г. № 03-05-05-02/123, от 18.12.2012 г. №03-05-04-02/105, от 30.10.2012 г. №03-05-05-02/110, от 20.09.2012 г. №03-05-05-02/97, от 28.03.2012 г. №03-05-04-02/27, от 10.03.2011 г. №03-05-04-02/20), не признают представленные уточненные декларации на снижение земельного налога за прошлые налоговые периоды.
На момент написания настоящей статьи, арбитражные суды регионов, в основном, поддерживают позицию налоговых органов:
Отрицательные решения (Постановления ФАС): |
Положительные решения (Постановления ФАС): |
Постановление восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 г. №18АП-2420/2014 |
Московского округа от 18.11.2013 г. №А41-14050/13 |
Поволжского округа от 16.10.2013 г. №А65-24601/2012 |
Московского округа от 25.10.2013 г. №А41-7643/13 |
Уральского округа от 13.03.2013 г. №Ф09-3710/12 |
Дальневосточного округа от 05.09.2013 г. № Ф03-4119/2013 |
Восточно-Сибирского округа от 18.02.2013 г. №А74-4866/2011 |
Как будет складываться арбитражная практика в части оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости, покажет время. Но представляется совершенно очевидным, что налогоплательщиков ждет новая волна налоговых споров в части перерасчета налога на имущество.
В скором времени проанализируем очередную порцию налоговых поправок, внесенных Федеральным законом от 20.04.2014 г. № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ», в части исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль.