Российскому бизнесу упростят вход в налоговый мониторинг
В чем суть налогового мониторинга? Для чего он нужен компаниям? В планах представителей бизнеса создание объединения или консорциума по внедрению комплексного решения для налогового мониторинга. Какой эффект ожидать от этого решения?
Предположим, что компания не захотела налоговых проблем и бесконечных «камералок». Ею было принято решение стать участницей налогового мониторинга. В новом видео расскажем, для чего нужен такой мониторинг и что делается для упрощения удаленного взаимодействия с налоговиками.
Недавно группа компаний: аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza, ДРТ и ИТ-интегратор DBI, группа Т1 объединилась для того чтобы внедрить решения для налогового мониторинга.
Для того чтобы оценить эффект такого объединения, нужно понять суть налогового мониторинга и почему он выгоден бизнесу.
Что представляет собой налоговый мониторинг?
Налоговый мониторинг – это особая форма налогового контроля, которая отличается от проверки остальных налогоплательщиков.
При такой форме контроля бизнес взаимодействует с налоговиками в режиме онлайн. Компания удаленно предоставляет доступ к своей отчетности и к первичным документам. А налоговики в режиме реального времени сообщают компаниям об ошибках.
Такая форма контроля доступна не всем компаниям даже при их активном желании сотрудничества с налоговиками.
Получается, что малый бизнес не сможет участвовать в налоговом мониторинге?
Чтобы стать участником налогового мониторинга компания за прошедший год должна уплатить налогов в размере не менее 100 млн рублей, годовой доход компании и размер активов должен быть не менее 1 млрд рублей (ст.105.26 НК РФ).
Для компаний, которые представляют собой консолидированную группу налогоплательщиков, соблюдение суммовых критериев не обязательно.
По данным налоговиков, в этом году в налоговом мониторинге примут участие 448 компаний. Это на 32% выше чем в 2022 году. Участие в налоговом мониторинге – это удел крупного и среднего бизнеса.
Какой прок от налогового мониторинга компаниям?
Специальная форма налогового контроля дает компаниям ряд привилегий.
ЧТО МОГУТ ИЗЪЯТЬ У БИЗНЕСА В СВЯЗИ С МОБИЛИЗАЦИЕЙ?
Как известно, крупные компании, больше всего получают требований от налоговиков и, соответственно, бухгалтерия затрачивает много времени на подготовку ответа и сбор документов. Благодаря доступу налоговиков к информационной базе компаний, налоговики самостоятельно собирают необходимую информацию без участия самого налогоплательщика.
В период проведения налогового мониторинга камеральные проверки отсутствуют. Компании, участвующие в мониторинге, получают репутацию добросовестного налогоплательщика.
В процессе мониторинга налоговики совместно с компаниями решают спорные вопросы. Это позволяет избежать дальнейшего начисления штрафов и сократить расходы на судебные баталии.
Бывает так, что компания не согласна с позицией налоговиков. Ведь последние зачастую преследуют фискальные интересы. При несогласии с позицией налоговиков осуществляется так называемая взаимосогласительная процедура.
Кроме того, для компаний действует особый ускоренный порядок возмещения НДС и акцизов.
Какие минусы влечет для компании участие в налоговом мониторинге?
Предоставляя данные к своей учетной системе, компании постоянно находятся «под колпаком» у налоговиков. Мотивированное мнение налоговиков имеет статус обязательного для исполнения. Конечно, при несогласии его можно оспорить в вышестоящей налоговой инстанции – ФНС.
Для того чтобы выстроить систему взаимодействия с налоговиками, должен быть порядок в бухгалтерии компании. На практике, некоторые хозяйственные операции бухгалтеры вынуждены проводить «задним» числом.
В чем возникают сложности при взаимодействии с налоговиками?
А как проще и безопаснее допустить налоговиков к своим учетным системам?
Сложности возникают при выборе способа взаимодействия с налоговой, ведь налоговики должны удаленно иметь доступ к цифрам компании.
Компания вправе выбрать один из вариантов удаленного контакта с налоговиками: предоставление доступа напрямую к своей учетной системе, документооборот через ЭДО и передача данных через аналитическую витрину данных.
Первый способ можно сравнить с предоставлением доступа на кухню повара, где готовятся блюда. К тому же у компаний может быть несколько разных учетных систем. Лишние пользователи в системе – лишняя нагрузка и возможное замедление работы программ.
Начиная с 2024 года у компаний-участников мониторинга уже не будет возможности передавать данные через ЭДО.
Налоговики утвердили новый порядок доступа инспекции к информационным системам компании. Система компании должна быть интегрирована с системой налоговиков АИС «Налог-3». Срок подготовки к такой интеграции определен до 1 января 2024 г. (приказ ФНС РФ от 13.03.2023 г. №ЕД-7-23/163@).
Согласно статистике налоговиков, большинство компаний выбрали витрину данных. Например, компания «VK Цифровые технологии», которая является разработчиком платформы VK Tax Compliance. Это позволяет минимизировать нагрузку на систему из-за подключения дополнительных пользователей.
Все участники данного процесса должны создавать так называемый электронный архив.
Что делается сейчас для облегчения процесса налогового мониторинга?
Один в поле не воин. Впервые в рамках процедуры налогового мониторинга подписано соглашение организованной группой Т1 с компаниями-участниками мониторинга. Такой консорциум, т.е. объединение предприятий, обеспечит всем участникам удобную и быструю интеграцию с системой налоговиков.
Процесс подразумевает перенастройку имеющихся информационных систем, а также изменение бизнес-процессов.
Компании-участники этого соглашения готовы предложить для интеграции разработанный для этой информационный продукт. Ознакомиться с IT-системой для информационного взаимодействия с ФНС в режиме налогового мониторинга (НМ) можно на сайте https://t1-easytax.ru.
Разработанный IT-продукт не требует каких-то особых усилий для его установки и позволяет настроить интерфейс программы под конкретные требования участника налогового мониторинга.
Такое партнерство и взаимодействие даст значительный эффект. Ведь основу налогового мониторинга составляет технология, которая позволяет в удаленном режиме налаживать удаленные контакты с налоговиками.