Рекрутмент: что это?
Рекрутмент (от англ. recruitment) – это профессиональный подбор персонала. Обычно вопросом поиска, приема и адаптации сотрудников занимается штатный HR, но все большую популярность приобретают услуги профессиональный кадровых агентств и рекрутеров на аутсорсинге. Поговорим о том, какие основные этапы включает в себя процесс рекрутинга кадров, и чем может быть полезен рекрутер?
Что входит в профессиональный рекрутинг персонала?
Процесс рекрутинга кадров включает в себя:
- Анализ вакансии (job analysis) – определение требований к кандидатам на основании должностных инструкций, детальное изучение предложений конкурентов и формирование портрета соискателя.
-
Поиск сотрудников (sourcing) – размещение вакансий. Рекрутер использует несколько площадок: интернет, ТВ, проф. издания, социальные сети, тематические форумы, центры занятости и личные связи.
-
Первичный отбор кандидатов (selection) – обзвон, обработка откликов, рассылка приглашений, тестирование и анкетирование соискателей.
-
Предложение о работе (job offer) – приглашение на должность по результатам интервью.
-
Процесс адаптации (onboarding) – передача знаний и навыков вновь прибывшему специалисту, чтобы сотрудник смог наиболее эффективно выполнять свою работу.
Первый этап, как правило, осуществляет ресечер. Его задача – создать интерес к вакансии. Он проводит анализ для «пассивной перспективы»: составляет список кандидатов, с которыми можно связаться, и запрашивает резюме. Остальные этапы находятся в зоне компетенции рекрутера. Впрочем, иногда рекрутинг и ресечинг объединяются, и один специалист сочетает в себе обе роли.
Пример процесса рекрутинга: В ИТ-организацию требуется аналитик. Специалист (ректрутер или ресечер) готовит портрет потенциального кандидата с учетом мнения сотрудников аналитического отдела (коллег соискателя), составляет подробное описание вакансии. Затем HR находит площадку для размещения объявления о поиске работы, обрабатывает входящие заявки, проводит собеседования и интервью. Выбирает трех лучших кандидатов на основании анкетирования, организует их встречу с руководителем. Босс выбирает «лучшего из лучших» и его принимают в штат, проводят инструктаж и передают все необходимые знания.
Интересный факт: Современные работники все реже делают карьеру у одного работодателя. По статистике, люди меняют работу раз в 4 года, а сотрудники от 18 до 24 лет – до 6-ти раз. Чтобы приспособиться к новой реальности, нужно инвестировать в карьерный опыт, предоставлять возможность как профессионального, так и личностного роста.
Какими навыками должен обладать рекрутер?
Хороший рекрутер должен:
-
знать технологии продаж и уметь их применять – «продавать» сотрудников работодателям и возможности – кандидатам;
-
уметь строить отношения с людьми – то есть обладать способностями вовлечь в коммуникацию, создать дружественную атмосферу в коллективе;
-
иметь менталитет хэдхантера («охотника за головами») – знать, как «переманить» нужных кадров;
-
мыслить глобально – видеть, какую ценность может принести тот или иной специалист компании, как эффективно задействовать каждого члена команды;
-
не только слушать, но и слышать – читать между строк, чувствовать подтекст слов, видеть заинтересованность или, напротив, отсутствие мотивации и другие психологические особенности кандидата;
-
быть доступным и дружелюбным – всегда быть на связи, интересоваться жизнью сотрудников, уделять им время для решения первоочередных вопросов.
Где искать рекрутера?
На современном рынке труда создана целая индустрия рекрутмента, которая включает: агентства по подбору кадров, сайты-агрегаторы по поиску работы, профессиональных хэдхантеров и штатных рекрутеров, работающих в средних и крупных организациях. Вы можете нанять профессионала или воспользоваться услугами на аутсорсинге. В последнем случае вы сэкономите бюджет, так как содержание HR-отдела обходится дороже.
Таким образом, рекрутмент бывает внешний и внутренний. Внешние рекрутеры работают в кадровых агентствах, и являются посредниками между работодателями-заказчиками и соискателями. Внутренние рекрутеры подбирают персонал для собственной организации (это называется «работа in-house»).
КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ ВАКАНСИЮ?
Подведем итоги: Рекрутмент – это не просто размещение вакансий на сайтах по поиску работы в надежде, что откликнется нужный специалист. Это – выверенная система, направленная на точечный подбор сотрудников. Благодаря труду рекрутера в фирме не появятся случайные люди. От качества его работы зависит эффективность команды в целом. Не обязательно нанимать рекрутера в штат: всегда можно найти подходящего специалиста на аутсорсинге.