Обучение персонала нужно или нет (основные способы)
Обучение персонала позволяет повысить эффективность работы компании. Сотрудники, обладающие нужными компетенциями, работают лучше и быстрее адаптируются к меняющейся обстановке. Поговорим о том, какие способы обучения персонала стоит использовать в 2022 году.
Зачем обучать персонал?
Некоторые работодатели убеждены: нанять новых сотрудников проще, чем обучать имеющихся. Но это – организационная ошибка. Работник с практическим опытом в фирме – более ценный кадр, чем новичок по ряду причин. Вновь прибывшему сотруднику придется с нуля вникать во все бизнес-процессы, налаживать контакты с коллективом, адаптироваться и так далее. Не известно, чего можно ожидать от нового человека, ведь его уровень лояльности близится к нулю.
Практический опыт ценится выше, чем знания и регалии. Тем более, что организация процесса обучения в фирме стоит не так уж и дорого. Главное знать – во что вы вкладываете корпоративный бюджет.
Форматы и виды обучения
Как мы уже выяснили, без комплексного обучения персонала в 2022 году не обойтись.
Фирма может самостоятельно разрабатывать образовательные курсы или приобретать образовательные услуги. Можно обучать сотрудников очно или онлайн (дистанционно). Все зависит от ресурсов компании и потребностей бизнеса.
Нужно различать виды внешнего обучения, предполагающие выдачу аттестатов. Всего их три:
-
первичная подготовка – обучение сотрудников с нуля (проводится в колледжах, вузах и других учебных учреждениях);
-
повышение квалификации – актуализация имеющихся знаний и улучшение персональных навыков;
-
переподготовка – приобретение знаний и умений в новой сфере.
Внутренняя подготовка начинается с адаптации сотрудника, погружения его в бизнес-процессы и введения в должность. При необходимости проводится техническое обучение без отрыва от производства. Внешнюю подготовку стоит начать с анализа предложений и подбора подходящей компании или коуча.
Какие методики обучения персонала применяют работодатели?
Популярными методиками повышения квалификации сотрудников являются:
-
Самообучение – работодатели создают подходящую среду, предоставляют материалы, инструкции и кейсы сотрудникам.
-
Лекции – можно донести сведения до большого числа слушателей, но отсутствует индивидуальный подход.
-
Семинары – неплохой метод из-за возможности получения обратной связи от аудитории. Минус – лимит на количество участников.
-
Онлайн-обучение – можно получать знания в любое время.
-
Деловые игры – направлены не только на усвоение новых навыков, но и на тимбилдинг.
-
Тренинги – позволяют отработать нужные навыки на практике (нужно уметь выбирать).
-
Наставничество (или коучинг) – закрепление за сотрудником куратора. Минус в том, что наставник не может передавать знания и работать одновременно.
-
Временная ротация – это обмен сотрудников из разных отделов.
У каждой методики есть свои фишки и особенности. О них стоит узнать, если вы заинтересованы в профессиональном обучении кадров.
Как выявить потребность в обучении?
Для этого необходимо понимать цели повышения квалификации:
-
Какие задачи нужно решить?
-
Какие ресурсы для этого потребуются?
-
Какие еще задачи стоят перед компанией в отдаленной перспективе?
Интересный факт: С 2018 года внимание уделяется такому направлению корпоративного обучения, как геймификация. Выручка от геймифицированного обучения к 2025 году должна вырасти 28,8 млрд. долларов. Распространенные фичи: лидерборд – соревнование с доской почета, квизы, челленджи, миссии и награды. Деловые игры позволяют повысить производительность показателей и оптимизировать процесс обучения.
Нужно понять, какие навыки и знания будут полезны. Далее потребуется разработать план действий. Следует учитывать потребности каждого члена коллектива. Нужно выявить болевые точки сотрудников и дать людям то, что они хотят. Для кого-то важен профессиональный рост, для кого-то – повышение доходов. Если правильно понять нужды каждого человека, то не придется заставлять людей учиться «из-под палки».
Как запустить процесс обучения?
Когда целевые знания и навыки выявлены, останется разработать обучающие программы и подобрать преподавателей. Чтобы сэкономить ресурсы, можно доверить эту задачу рекрутинговому агентству или рекрутеру.
Судить о качестве проведенных мероприятий можно по:
-
росту выручки;
-
повышению конверсии продаж;
-
снижению процента брака;
-
и так далее.
Помните: результаты должны быть измеримыми. Сотрудники должны уметь использовать полученные навыки на практике. Только обратившись к опытному HR, вы можете быть уверенными в том, что обучение сотрудников будет полезным для вашего бизнеса.