Можно ли вернуть деньги за товары, услуги, если они куплены в кредит
Навязанные покупки, увы, давно уже ни для кого не новость и не редкость. Еще хуже, когда для приобретения какого-либо товара или услуги вас уговорили взять кредит. Помимо неоправданных трат на саму покупку, в этом случае еще и придется расстаться с частью своих кровно нажитых средств, выплачивая проценты. Но, может, еще не все потеряно, и есть шанс отказаться от ненужной сделки?
Для начала всем покупателям хочется напомнить: безвыходных ситуаций не бывает. Хотя ситуация с неудачной покупкой в кредит не из простых, потому что речь идет о сразу двух договорах - купли-продажи (или оказания услуг) и кредитном. Расторгать предстоит их оба и сделать это просто так не получится, нужны основания.
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТА?
Первое, что нужно сделать, - это порвать все отношения с кредитной организацией. По условиям кредитного договора на сумму долга постоянно начисляются проценты. Значит, чем дольше не платить, тем больше будут расходы.
Для расторжения кредитного договора придется выплатить банку полученные деньги. Для этого нужно написать заявление о досрочном погашении кредита и передать его в отделение банка. Иногда бывает так, что внести требуемую сумму можно не в любой день месяца, а к примеру, только в дату ближайшего платежа. Правила погашения кредита могут сильно различаться в зависимости от конкретного банка и условий договора, поэтому это нужно обязательно выяснить у сотрудников кредитной организации.
К сожалению, те проценты, которые "набегут" на дату возврата, вернуть не всегда возможно. Продавец будет обязан компенсировать их покупателю лишь в том случае, если речь идет о бракованном товаре. В остальных случаях даже если впоследствии покупателю удастся благополучно расторгнуть договор купли-продажи, эта часть ваших расходов к нему точно не вернется.
Часто случается так, что покупатель и рад бы досрочно выплатить кредит, но у него нет денег. Лучше всего, конечно, приложить все усилия, чтобы все же рассчитаться с банком как можно раньше, потому что, как уже говорилось выше, в противном случае проценты будут "капать" каждый день. Взять взаймы у друзей и близких, "продать что-нибудь ненужное" - подойдет любой способ.
Если же наскрести требуемую сумму никак не удается, можно попробовать сделать иначе. Запросить у банка справку о полной задолженности (за вычетом процентов, если купленный товар - не бракованный. Если же бракованный, в справке нужно отразить и проценты тоже) и с этой справкой обращаться к продавцу, требуя, чтобы расплачивался с банком именно он. Но это довольно рискованный способ: нет гарантии, что продавец своевременно заплатит, а проценты тем временем по-прежнему будут начисляться.
В любом случае прежде чем добиваться от продавца оплаты кредита, надо убедить его расторгнуть договор.
В соответствии с положениями ФЗ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 №2300-1 (далее - ЗоЗПП), а также Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) договор купли-продажи (или оказания услуг) можно расторгнуть, если:
1) приобретенная вещь оказалась бракованной. Обычно это проблема, но в рассматриваемой ситуации поломка или порча вещи даже на руку покупатель, поскольку предоставляет ему законное право вернуть эту вещь продавцу и потребовать расторжения договора (ст. 18 ЗоЗПП).
Неисправный товар можно вернуть в течение срока годности, гарантийного срока или, если не установлен ни тот, ни другой, в течение 2 лет со дня продажи. Все эти сроки исчисляются с момента передачи товара покупателю.
Возвратить товар не всегда легко. По закону продавец вправе потребовать проведения экспертизы для того, чтобы установить истинные причины неисправности товара. На проведение такой экспертизы отводится 10 дней, но по факту часто этот срок сильно затягивается, что изрядно добавляет хлопот покупателю. Покупатель модет пригрозить продавцу неустойкой в размере 1% от цены товара, которую продавец обязан будет заплатить ему в случае нарушения сроков проведения экспертизы (ст. 23 ЗоЗПП).
2) непродовольственный товар надлежащего качества не подошел покупателю по цвету, фасону, форме, габаритам, размеру или комплектации и при этом у продавца в день обращения покупателя с заявлением об обмнене отсутствует аналогичный, но подходящий товар для обмена (ст. 25 ЗоЗПП). Тут есть небольшой секрет: покупатель может упрямо отказываться от любого предлагаемого ему товара, упрямо заявляя, что он ему не подходит, и тем самым склоняя продавца к расторжению договора.
Однако важно помнить еще о нескольких условиях:
-
обратиться с соответствующим требованием нужно в течение 14 дней, не считая даты покупки;
-
нельзя требовать обмена товара, бывшего в употреблении;
-
чтобы доказать факт покупки, нужно предъявить чек или иной документ, свидетельствующий о том, что оплата была произведена. В крайнем случае можно сослаться на свидетельские показания;
3) покупатель оформил договор, но товар еще не получил. Право собственности у покупателя чаще всего возникает в момент получения товара (ст. 223 ГК РФ). Однако иные условия могут быть установлены договором, тогда этот способ не сработает.
Если же в договоре никаких особых оговорок на этот счет нет, то хорошо. В этом случае денежные траты все равно будут, но не такие большие, как если бы договор так и не расторгли: покупателю придется оплатить только реально понесенные продавцом расходы;
4) покупатель приобрел ненужную услугу, но она еще до конца не исполнена. Эта ситуация аналогична предыдущей, когда товар еще не получен. Оплатить нужно будет лишь оказанную часть услуги и фактически понесенные исполнителем расходы.
Во всех перечисленных случаях обращаться к продавцу нужно в письменном виде. Заявление составляется в 2 экземплярах, в нем необходимо указать заявителя, суть проблемы, свои требования и дату составления. Один экземпляр продавец оставляет себе, на другом его уполномоченный представитель должен расписаться в получении и отдать покупателю.
Если решить проблему миром никак не получается, нужно идти в суд.