Какие НКО должны проводить аудит?
Несмотря на то, что НКО создается не ради извлечения прибыли, а для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и подобных целей, она вправе заниматься коммерческой деятельностью. Такая деятельность осуществляется только для достижения целей, ради которых создана НКО (п.2 ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ).
А удостовериться в том, что НКО рационально использовала свои ресурсы, правильно составила финансовую отчетность, можно только проведя независимую проверку.
Одной из задач проверки является выявление источников финансирования НКО и целевого расходования денежных средств.
Профессионально проведенная аудиторская проверка поможет оценить реальное положение дел в организации, предотвратит возможные санкции со стороны контролеров.
Аудиторская проверка НКО может проводиться в силу закона и по инициативе учредителей организации и других заинтересованных лиц.
В каких случаях НКО не обойтись без обязательного аудита?
В некоторых случаях у НКО нет выбора: проводить или нет аудит.
Для того чтобы понять, подлежит НКО аудиту, нужно оценить критерии его проведения (ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ).
Так, обязательный аудит проводится:
-
при достижении определенных финансово-экономических критериев;
-
в отношении определенных видов НКО;
-
в иных случаях.
1 группа - финансовые показатели НКО
Аудит обязателен, если:
- доход от предпринимательской деятельности, рассчитанный по правилам НК РФ за предшествующий отчетному год, составляет 800 млн рублей либо валюта баланса более 400 млн рублей (пп.4 ч.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ).
Это правило работает и для «обычных» компаний.
- НКО - собственник целевого капитала и балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн рублей (п.6 ст.6 Федерального закона от 30.12.2006 г. №275-ФЗ);
- размер финансирования получателя дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 млн рублей (п.2 ст.7 Федерального закона от 30.12.2006 г. №275-ФЗ).
2 группа - вид НКО
Аудит обязателен для следующих видов НКО:
- фондов, если поступление имущества за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн рублей (пп.3 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ);
Исключение составляют государственные внебюджетные фонды, а также фонды, имеющие статус международного фонда.
-
акционерных инвестиционных фондов (ст.50 Федерального закона от 29.11.2001 г. №156-ФЗ);
-
фондов, созданных субъектами РФ для урегулирования обязательств застройщиков-банкротов перед участниками долевого строительства (ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ);
-
НПФ (ст.22 Федерального закона от 07.05.1998 г. №75-ФЗ);
-
иностранных агентов, а также структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций (п.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ);
-
государственных корпораций и компаний (п.2, п.8 ст.7.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ);
-
кредитных потребительских кооперативов (ст.28 и ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ);
Исключение составляют сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и их объединения.
-
жилищных накопительных кооперативов (ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г. №215-ФЗ);
-
политических партий, если общая сумма пожертвований в отчетный период в сводном финансовом отчете составила 60 и более млн. рублей (ст.35 Федерального закона от 11.07.2001 г. №95-ФЗ).
3 группа - иные случаи
Распространенным случаем обязательности аудита является прямое указание о его проведении в учредительных документах НКО.
Кроме того, Минфин РФ ежегодно доводит информацию об обязательности проведения аудита компаний всех форм собственности. Например, информация Минфина «Перечень организаций, обязанных проводить аудит за 2023 г.» опубликована на официальном сайте Минфина РФ.
Такие сведения публикуются в начале следующего отчетного года. Поэтому информация за 2024 год будет размещена на сайте в начале января 2025 года.
Законодательные новации - аудит заменят проверкой
23 октября 2024 г. Советом Федерации принят закон, касающийся проведения проверки НКО, владеющих целевым капиталом (законопроект №638761-8).
Целевой капитал НКО представляет собой часть имущества, которая сформирована за счет денежных пожертвований и впоследствии переданная управляющей компании в доверительное управление для того, чтобы получать доход.
Собственниками целевого капитала могут быть различные виды НКО. Например, фонд, автономная НКО, общественная организация, общественный фонд или религиозная организация.
Как мы уже отмечали, в настоящее время НКО, владеющие целевым капиталом, должны проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, связанной с формированием и пополнением капитала, а также распределением доходов. Такой обязательный аудит проводится, если балансовая стоимость имущества превышает 20 млн рублей.
Законопроектом отменяется эта норма и вводится норма более широкого действия. Теперь обязательной станет проверка годового отчета НКО о формировании и пополнении целевого капитала. Внесенные корректировки не затронут специализированные компании, бизнес которых связан с управлением целевым капиталом.
Обязательный аудит будет заменен проверкой, которая будет проводиться для НКО с балансовой стоимостью имущества от 20 млн рублей.
Таким образом, обязательной проверке подлежат:
-
годовой отчет НКО о формировании и пополнении целевого капитала, об использовании, распределении дохода от целевого капитала;
-
у управляющей компании - отчет о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал, а также о выплате дохода от целевого капитала;
-
у получателя дохода от целевого капитала - порядок использования дохода от целевого капитала.
Проверка будет проводиться аудиторской организацией, а заключение должно соответствовать стандартам аудиторской деятельности.
Для управляющей компании критерий проведения проверки отчета по управлению имуществом не изменится и останется на уровне 45 млн рублей.
Законом вводится новое требование к аудиторскому заключению, которое касается получателей дохода от использования целевого капитала, не являющихся его собственниками.
Такое аудиторское заключение должно содержать мнение о соблюдении законодательно установленного порядка использования дохода.
Выводы
Как показывает практика, аудит НКО отличается своей спецификой. Даже в том случае если НКО не подлежит обязательному аудиту, игнорировать его не стоит.
Ведь многие руководители НКО хотят подтвердить правильность оформления расхода поступившего целевого финансирования согласно утвержденным сметам, проверить насколько грамотно организован раздельный учет при осуществлении коммерческой деятельности.