Договор NDA: что это такое и зачем он нужен?
Вы когда-нибудь задумывались, как защитить конфиденциальную информацию вашей компании от несанкционированного распространения? Какие правовые инструменты действительно работают в этой сфере? Может ли подписание соглашения о неразглашении (NDA) стать надежным щитом для ваших данных? И что дополнительно необходимо сделать, чтобы NDA приобрел правовую силу?
Что это за термин - NDA?
NDA (Non-Disclosure Agreement) — это соглашение между сторонами, направленное на то, чтобы уберечь конфиденциальную информацию от разглашения. Обычно такой документ подписывается при сотрудничестве с партнерами, деловыми партнерами, работниками. Его цель: закрепить достигнутую договоренность относительно того, что те, кому конфиденциальная информация стала доступна, не передадут ее посторонним без особого, явно выраженного, как правило – письменного, - согласия владельца.
Этот инструмент – заимствование из англосаксонской правовой системы, в российских законах прямого аналога нет. Фактически NDA считается непоименованным договором, одним из тех, которые позволяют заключать п. 2 ст. 421 ГК РФ. Поскольку в ГК нет четко установленных требований к договору такого вида, юридическая сила его зависит от соблюдения определенных требований.
Почему одного NDA недостаточно?
Как это делается? Алгоритм дает ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 No 98-ФЗ «О коммерческой тайне», вот он пошагово:
- Определить перечень данных, которые будут считаться конфиденциальными.
- Установить правила того, как надлежит обращаться с информацией, определить меры контроля ее использования.
- Вести учёт персон, имеющих доступ к данным, а также тех, кому они были переданы.
- Включить условия, регламентирующие алгоритм защиты информации, в соответствующие документы – в трудовые контракты и (или) тексты договоров с деловыми партнерами.
- На материальные носители информации нанести отметку «Коммерческая тайна» с обозначением ее владельца.
Практика применения NDA: какие вердикты выносят суды?
Анализ судебной практики показывает: формальное, без выполнения вышеуказанных шагов, подписание NDA никакого практического смысла не имеет. Вот несколько примеров.
Так, арбитраж установил: партнеры, подписав NDA, проигнорировали положения закона, «включающие» режим коммерческой тайны, т.е. проигнорировали требования ст. 10 Закона о коммерческой тайне. Вердикт: на предмет соглашения не распространяется режим защиты (постановление 13-го ААС от 03.07.15, кейс No А56-72074/2014).
А вот еще пример, причем связанный с интеллектуальной собственностью – отраслью, где конфиденциальность информации важна, как нигде. На сайте ООО были опубликованы рабочие чертежи устройств, доступные для скачивания, и их разработчик потребовал их удалить. Однако все инстанции, убедившись в том, что истец не сделал того, что должен был сделать по смыслу ст. 10 Закона о коммерческой тайне, то к этим данным невозможно применить режим коммерческой тайны (постановление СИП от 16.11.17, кейс No А33-28905/2016).
Сказанного достаточно для того, чтобы понять: даже наличие подписи на NDA не гарантирует защиту интересов владельца информации. Для этого требуется комплексный подход, включающий как юридические, так и организационные меры, и скрупулезное соблюдение положений ст. 10 Закона о коммерческой тайне.
Психологический эффект NDA
Договор NDA — это полезный, но не универсальный инструмент. Он может лишь создать условия для сохранения в тайне информации, но чтобы он действительно работал, необходимо «включить» режим коммерческой тайны и распространить его на необходимые данные. Исключительно в этом случае владелец информации сможет эффективно защитить свои интересы и минимизировать риски утечки данных.