С 1 января 2013 года установлена новая система тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации (см. п. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от № 243-ФЗ от 03.12.2012 г. «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования»).
По информации, размещенной на сайте Государственной Думы РФ, данные изменения подготовлены в целях обеспечения оптимизации расходов и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ (см. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» № 143350-6 сайт в Интернете www.duma.gov.ru ).
НОВЫЕ СТАВКИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ
Нововведение заключается в том, что для работодателей установлена обязанность по начислению и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за сотрудников-иностранцев[1] одновременно соответствующих следующим критериям:
- сотрудник – иностранец является временно пребывающим в России[2];
- с ним заключен трудовой договор на неопределенный срок;
- либо с ним заключен срочный трудовой договор продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.
В отношении последнего критерия приведем
ПРИМЕР
Российская организация – работодатель подписывает срочный трудовой договор с иностранцем, временно пребывающим в России, сроком на 3 месяца в первом полугодии 2013 г. По истечении трехмесячного срока, трудовые отношения прекращаются в связи с истечением срока договора. Позднее эти же стороны заключают новый срочный трудовой договор сроком на 3 месяца во втором полугодии 2013 г. В итоге, складывается ситуация, при которой сотрудник – иностранец трудится в Российской Федерации по срочному трудовому договору не менее шести месяцев в общей сложности в течении одного календарного года.
Исключение из установленного правила составляют высококвалифицированные специалисты (см. ст. 13.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. (далее – Закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 г.)). На них требование об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ не распространяется.
Ранее взносы в Пенсионный фонд РФ уплачивались в отношении временно пребывающих в РФ иностранцев и лиц без гражданства, если они заключили трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор на срок фиксированный срок – не менее шести месяцев.
Таким образом, законодатель, во всей вероятности исключил возможность уклонения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в отношении иностранцев, работающих в России больше полугода, путем «дробления» трудовых отношений.
Следовательно, в отношении начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ сотрудники – иностранцы, соответствующие названным критериям, считаются застрахованными лицами, а работодатель признается страхователем. (см. п. 1 ст. 7, ст. 22.1 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. (далее – Закон № 167-ФЗ от 15.12.2001 г.).
Страхователи, в отношении сотрудников – иностранцев временно пребывающих на территории Российской Федерации, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному законом для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения. (см. ст. 22.1 Закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ)
Накопительная часть пенсии у таких работников формироваться не будет.
Точный порядок уплаты страховых взносов в случае заключения с иностранным сотрудником срочных трудовых договоров законодателем не установлен. Представляется, что уплата страховых взносов страхователем будет производиться в том периоде, когда у него появится основание для уплаты взносов, а именно, когда «сложатся» шесть месяцев трудовых отношений в течении календарного года у конкретного работодателя. При этом, по нашему мнению, пени и штрафы за неуплату страховых взносов в других периодах начисляться не должны, так как в данных периодах обязанность по уплате страховых взносов не возникала.
Кроме того, сотрудникам – иностранцам должно быть оформлению свидетельство обязательного пенсионного страхования.
Данное требование вытекает из положений ст. 7 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ. Согласно данной норме Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица в соответствии с требованиями законодательства России.
Свидетельство обязательного пенсионного страхования в отношении сотрудника иностранца подлежит оформлению работодателем – страхователем самостоятельно.
В заключении следует отметить, что при решении вопроса о перечислении страховых взносов в отношении сотрудников – иностранцев должны учитываться положения международного законодательства, регулирующие вопросы уплаты страховых взносов.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 г., применяются правила международного договора Российской Федерации. В данном случае подлежат применению Международные договоры Российской Федерации с отдельными странами по вопросам социального обеспечения. Например, в настоящее время имеется Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по вопросам социального обеспечения от 24.01.2006 г.
Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. (см. ст. 2 Закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 г.).
Временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. (см. ст. 2 Закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 г.).