В ряде случаев организациям требуется восстановить данные бухгалтерского учета. Восстановление учета, чаще всего, необходимо при утрате первичных документов, при запущенности учета, сбое бухгалтерской программы.
Сразу отметим, что ни один бухгалтерский стандарт не содержит определения понятия «восстановление учета», равно как и методику проведения подобных процедур.
Исходя из сложившейся практики, под восстановлением бухгалтерского учета понимается формирование бухгалтерской отчетности на основе приведенной бухгалтерской документации согласно требованиям законодательства.
Чаще всего, такая работа востребована субъектами малого бизнеса и заключается в следующем.
Напомним, что с 1 января 2013 г. организации - «упрощенцы» обязаны представлять в налоговые органы и органы статистики бухгалтерскую отчетность (письма Минфина РФ от 23.01.2015 г. №03-11-06/2/1742, от 27.02.2015 г. №03-11-06/2/10013). При этом созданные в виде акционерных обществ «упрощенцы» обязаны были вести бухгалтерский учет и до 1 января 2013 г., исходя из требований Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (письмо Минфина РФ от 12.05.2014 г. №03-11-06/2/22066).
Финансисты (письмо Минфина РФ от 17.08.2012 г. №113н (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.10.2012 г.)) утвердили сокращенную отчетность для малого бизнеса - форму бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. По таким формам составляется отчетность «упрощенцами», поскольку в большинстве случаев они являются субъектами малого предпринимательства.
Как показывает практика аудиторских проверок, именно такая категория хозяйственных субъектов нуждается в восстановлении данных бухгалтерского учета.
1 этап
Восстановление входящих остатков активов и обязательств. Это самый важный и кропотливый этап работы.
Для корректного формирования остатков материальных ценностей необходимо провести их инвентаризацию. Полученные по результатам инвентаризации остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, необходимо оценить в стоимостном выражении. В том случае, если количество и номенклатура запасов невелика, то каждая единица оценивается по фактической себестоимости приобретения (используются данные товарных накладных поставщиков). При наличии большой группы однородных материалов, можно их оценить по средней себестоимости.
Для корректного формирования остатков дебиторской и кредиторской задолженности используются следующие документы:
-
платежные поручения на перечисление и поступление средств;
-
входящие и исходящие товарные накладные и акты выполненных работ (оказанных услуг);
-
банковские выписки, приходные и расходные кассовые ордера;
-
авансовые отчеты;
-
табеля учета рабочего времени, расчетные и платежные ведомости на выплату заработной платы;
-
книга учета доходов и расходов «упрощенца».
Как правило, в организациях отсутствуют акты сверок с контрагентами. Поэтому необходимо провести сверку расчетов с поставщиками, покупателями, кредиторами и заемщиками, с налоговыми и внебюджетными фондами.
Еще раз отметим, что перечень документов зависит от специфики организации, от состояния бухгалтерского учета.
2 этап
Отражение первоначальных остатков по бухгалтерским счетам в программном продукте.
Для того формирования полноценного баланса необходимо сформировать бухгалтерские проводки. Поскольку формируются остатки по всем счетам бухгалтерского учета, то на практике применяется вспомогательный счет 00, который используется в программе «1С». Например, для формирования первоначальной стоимости основного средства заносятся проводки:
-
Дебет 01 Кредит 00;
-
Сумма амортизации, начисленная по основному средству, отражается записью:
-
Дебет 00 Кредит 02.
При этом также с помощью вспомогательного нулевого счета формируются бухгалтерские проводки:
-
Дебет 00 Кредит 84 - отражена чистая прибыль (при положительной разнице между кредитовым и дебетовым оборотом);
-
Дебет 84 Кредит 00 - отражен убыток (при отрицательной разнице между кредитовым и дебетовым оборотом).
3 этап
Формирование упрощенного бухгалтерского баланса.
После того, как первоначальные остатки по счетам сформированы, они разносятся по соответствующим строкам бухгалтерского баланса:
Актив |
Пассив |
||||
Наименование статьи |
Код строки |
Сумма |
Наименование статьи |
Код строки |
Сумма |
Основные средства |
1150 |
83 |
Уставный капитал |
1310 |
10 |
Запасы
|
1210 |
154 |
Кредиторская задолженность
|
1520 |
155 |
Дебиторская задолженность |
1230 |
5 |
Нераспределенная прибыль |
1370 |
134 |
Денежные средства |
1250 |
57 |
— |
— |
— |
Баланс |
1600 |
299 |
Баланс |
1700 |
299 |
Отметим, что для восстановления бухгалтерского учета некорректно использовать данные Книги учета доходов и расходов «упрощенца» (хотя это намного проще), поскольку в ней регистрируются оплаченные операции (ст.346.17 НК РФ). По данным Книги также невозможно определить остаток материальных ценностей на складе, поскольку в налоговом учете «упрощенцы» учитывают материалы после их оплаты (независимо от передачи их в производство).